К основному контенту

Пузырь, который не лопнул

Во всем мире цены снижаются, и только в России стоят как вкопанные



В разгар финансового кризиса большинству, как говорится, «не до жиру» – доходы у многих уменьшаются, а значит, снижается и наша покупательная способность. Если верить простой экономической формуле, снижение спроса должно приводить к падению потребительских цен.

Но российского рынка это почему-то практически не касается – инфляция растет и, судя по тому, как власти корректируют планы, будет расти и дальше. По мнению экспертов, отечественный бизнес еще не привык к рыночным условиям и предпочитает придержать товар, чем продавать его дешевле.

[cut Лопнуть пузырь]Россия довольно продолжительное время переживала период бурного подъема потребительских цен, который объяснялся ростом мировых цен на нефть, газ и продовольствие, а также небывалым покупательским ажиотажем. Однако сейчас все экономические факторы обратились против инфляции – нефть подешевела в 2,5 раза, урожаи рекордные, спрос из-за финансовых неурядиц падает. По идее, цены должны пойти вниз. На Западе именно так и происходит. По данным федерального департамента труда США, в октябре индекс потребительских цен в стране снизился на 1%. Это рекордное падение с 1947 года, когда начал отслеживаться этот показатель. По мнению экономистов, вызван такой процесс прежде всего спадом в экономике страны, из-за которого американские компании вынуждены снижать цены в попытке стимулировать спрос. Общее снижение продаж в США в октябре составило 2,8%, и, чтобы не работать себе в убыток, лучше продать дешевле, чем не продать вообще. В России в октябре потребительские цены выросли на 0,9%, а за первую половину ноября – еще на 0,4%. В итоге инфляция с начала года составила 12% и уже превысила прошлогодний уровень. Эксперт Международного института экономики и финансов Евгений Надоршин объясняет разное поведение цен у нас и на Западе так: «Американский рынок относительно гибкий, он привык к рыночным условиям. Если у вас дефицит, то можно и нужно повышать цены, а если затоваривание, можно и нужно их снижать, – пояснил «НИ» эксперт. – Российский рынок к этому не привык. Затоваривание – это для нас что-то новое. Внутренний спрос долгое время был драйвером роста цен, и наши продавцы привыкли, что цены можно только повышать, а снижать их даже при объективных на то условиях необязательно». Между тем цены производителей промышленной продукции уже и в России идут вниз. В сентябре снижение составило 5%, а в октябре – 6,6%. Это максимальное месячное падение за всю современную российскую историю. По мнению экспертов, главная причина – замедление роста мировой экономики и, как следствие, снижение спроса в различных отраслях. Однако на уровне потребительского рынка это практически никак не проявляется. Особенно интересна картина на рынке автомобильного топлива. С момента июльского рекорда в 147 долларов за баррель стоимость «черного золота» на мировых рынках снизилась в два с половиной раза, балансируя сейчас в районе 50–55 долларов. Внутренние цены на нефть в России с августа снизились на 42,5%, цены производителей бензина за сентябрь – октябрь упали на 12,8%, а вот розничные цены на бензин за эти же два месяца снизились всего на 3,7%, плюс за первые две недели ноября еще на 3,2%. При этом снижению способствовали не только экономические факторы, но и административные. В октябре президент России потребовал выяснить, почему в стране такие высокие цены на бензин, тогда как нефть упала почти в два раза, нет ли тут сговора. Федеральная антимонопольная служба предложила крупнейшим нефтяным компаниям снизить оптовые и розничные цены на нефтепродукты в соответствии с рыночными условиями. По оценке ФАС, цена на бензин по всему миру упала на 15–20% с середины лета, тогда как в России она практически не изменилась. Реакция последовала «бурная» – на АЗС топливо подешевело в среднем на 1 руб. В это же самое время в США, без каких-либо предписаний сверху, стоимость автомобильного топлива совершила стремительный скачок вниз. По последним данным Американской автомобильной ассоциации, сейчас средняя цена 1 галлона (3,78 литра) бензина в Америке составляет 1,93 доллара, то есть почти вдвое ниже уровня июля нынешнего года. Заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов считает, что стоимость бензина не падает, потому что его продолжают брать и по высоким ценам. «Компании действуют исходя из собственных коммерческих интересов. Если могут продать выгоднее – продают, – пояснил «НИ» эксперт. – Сейчас поставлять нефтепродукты на внутренний рынок стало выгоднее, чем на экспорт, хотя раньше все было наоборот». По его словам, быстрое снижение цен в США объясняется тем, что там значительно лучше развита конкуренция, в то время как у нас компаний мало, а поставки на региональный рынок почти монопольные. «Прямого сговора, конечно, нет. Но все друг на друга смотрят, следят за ценами и поддерживают примерно один и тот же уровень», – отметил г-н Ежов. Если дорогой бензин волнует, главным образом, автовладельцев, то рост цен на хлеб – всех, и в первую очередь малоимущую часть населения. В этом году в России был собран рекордный за все последние годы урожай зерновых. Однако это, даже на фоне снижения мировых цен на зерно, не сделает хлеб в наших магазинах дешевле. «До конца этого года вряд ли будет серьезное движение цен на хлеб: видимо, они будут стабильными – без роста, но и без падения», – заявил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Мало того, он считает, что в 2009 году из-за роста тарифов цены на продукт номер один могут и увеличиться. Заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин видит корень подобных проблем в том, что наша экономика является рыночной лишь формально. «Адекватная динамика цен возможна, лишь когда у нас будет демонополизированная экономика, – заявил «НИ» эксперт. – Если взять стоимость хлеба, то между ним и зерном стоит множество посредников, которые накручивают цену. Наш ВВП на 20% состоит из оптовой и розничной торговли, в то время как в развитых странах это 10–12%». По словам ученого, конкурентная борьба у нас тоже носит специфический характер – побеждает в ней не тот, кто вводит новые технологии, сокращает затраты, а тот, кто находится ближе к власти. «Я уверен, что сейчас многие оптовые и розничные компании сталкиваются с затовариванием, но некоторые из них вместо того, чтобы снижать цены, наоборот, их повышают, дабы увеличить норму прибыли и компенсировать снижение объемов продаж, – оценивает происходящее Евгений Надоршин. – Но все это временно и долго продолжаться не может. Если у вас избыток предложения, он все равно заставит снижать цены. В противном случае вы будете нести убытки из-за хранения товара или его порчи. Глядя на то, как истекает срок годности продуктов или устаревает модель телевизора, все равно захочется их продать, пусть и по более низкой цене». Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ также полагает, что цены пойдут вниз. «У нас кризис пока не дошел до конечных потребителей. Хотя уже идут увольнения, люди еще получают зарплату, но все ближе время, когда потребитель почувствует сокращение доходов, возникнут спросовые ограничения, и тогда цены будут снижаться, – заявил он «НИ». – Но я опасаюсь, что, не желая расставаться с нормой прибыли, предприниматели вместе с ценой станут снижать и качество товара: хлеб из худшей муки, растительные жиры вместо животных, более плохие ткани для одежды. Такое вполне возможно, и потребителей это не порадует».

МИХАИЛ КАЛМАЦКИЙ

Новые Известия. Найдено на Составе[/cut]

Просьба комментировать здесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Накрылась наружка

Банки приостановили операции по счетам ООО «Ньюс Аутдор» — подразделения оператора наружной рекламы News Outdoor Руперта Мердока. По решению налоговиков поступающие на счета средства будут направляться на погашение задолженности компании. В августе стало известно, что Мердок продает рекламный бизнес в России. Американская News Corp. объявила в своем годовом отчете, что продажа крупнейшего в стране оператора наружной рекламы — группы News Outdoor — выходит на финишную прямую. По оценкам экспертов, стоимость News Outdoor вряд ли превышает 400-500 млн долларов. Желание продать российский бизнес медиамагнат Мердок выразил еще в 2008 году. «Чем большего успеха мы добьемся, тем больше шансов, что у нас его украдут. Лучше мы сейчас его продадим», — заявил он тогда в беседе с The Financial Times. Гипертаблоид

О бытовой коррупции и фастфуде

Мэр Москвы предложил полностью ликвидировать городской фастфуд . "Еду с колес" планируется заменить сетями недорогих детских, семейных и молодежных кафе. Эксперты считают, что главный объект атаки, палатки с некачественной восточной кухней изменения вряд ли затронут - их владельцы проявляют поразительную изворотливость - та же шаурма по документам сейчас идёт как "кебаб в лаваше". Меня в Москве не было пару лет, поэтому изменения я замечаю сразу. Палаток с шаурмой и курами-гриль, отравляющих окрестности ароматами жареной тухлятины стало значительно меньше. Это радует. Но, как мне кажется, приличные уличные закусочные хорошо бы сохранить. В стационарных кафе еда значительно дороже, да и встречаются они реже. Иногда и рад бы зайти куда-нибудь, да вокруг одни дорогие кабаки или полное отсутствие каких-либо мест общепита. Вот и приходится есть в "Крошках-картошках". А вообще, Москва - самый яркий образец законодательных нарушений. Вчера сразу в нескольких мест

Шулинский (Птюч) вернулся!

Не знаю, как вы, а я в девяностые годы был постоянным читателем журнала "Птюч". Любил этот журнал всей своей ди-джейской (тогда) душой, ездил на птюч-пати в соседние города. Кассирши газетных киосков на вопрос "знаете, что мне сейчас нужно?" (была такая реклама про свежее дыхание), говорили "знаем" и давали свежий номер журнала. С тех пор я сильно изменился. Недавно мне в руки попал старый номер "Птюча". Читал его с недоумением и не понимал, как это вообще могло мне когда-то нравиться... Но не я один такой - Игорь Шулинский, экс-главвред "Птюча" тоже не очень понимает своих прежних пристрастий. Читать его интеревью мне было довольно интересно. Я и в Москву в своё время поехал в надежде устроиться журналистом в "Птюч". Приехал и узнал, что журнал больше не выходит. Это было моё первое московское разочарование. Второе - что Красная площадь маленькая и слегка горбатая ) Зы: Мне почему-то кажется, что чебоксарский клубный промоут