К основному контенту

Материалец о светотерапии в бизнесе )

МРАКетинговые исследования: Путь в СВЕТлое завтра?

У вас когда-нибудь возникало ощущение, что вас "разводят"? У меня оно появляется периодически, когда мне предлагают дать рекламу, провести маркетинговое исследование или просто что-нибудь купить… Недавно на сайте одной из маркетинговых компаний обнаружил следующее (цитата): "Возможна "подгонка" уже существующего исследования под ваши потребности". С тех пор в моей голове завелась еще одна параноидальная мысль – зачем проводить ТАКОЕ исследование?

Анекдот в тему: Идут по улице два маркетолога и видят – на дороге валяются $100. Один говорит: "Сто долларов! Давай подберем!" Второй: "Не надо. Они фальшивые". – "Почему?" – "Если бы они были настоящими, их давно бы уже подобрали".

[cut Начать процедуры]20,14 КБ

Желаемое за действительное

В конце прошлого года мне регулярно звонили рекламные агенты. Один, представляющий интересы популярного телегида с огромным тиражом, был особенно назойливым. Я живу в небольшом городе, где о маркетинге большинство руководителей и не помышляют, поэтому присланное мне на почту полноценное маркетинговое исследование рынка печатных СМИ, выполненное по заказу журнала, меня весьма удивило и порадовало.
Почитал. Впечатлился. Все верно. Кроме одного. Явно занижены цифры у конкурента этого журнала, появившегося совсем недавно, но своей агрессивной стратегией потеснившего своего монстра-конкурента. Что ж, понятно – провинциальные маркетологи решили угодить заказчикам, выдав желаемое за действительное. Возможно, правда, таково желание заказчика – так сложно отказать хорошим людям!..
Можно тешить себя надеждами, что подобные "неточности" – беда провинции. Однако это не так – вероятно, вы тоже удивлялись цифрам, вывешенным на сайтах всяческих московских и федеральных СМИ.

Ничего нового

Раньше я работал редактором в крупном московском издательстве. В нашем журнале, имеющем лидирующий в своей области тираж, дела шли не лучшим образом – было мало рекламы. Вопрос о том, что "надо что-то менять", поднимался неоднократно, но как-то неохотно. Мы даже писали планы развития своих рубрик, расписывали все, даже самые безумные идеи, но бумаги, видимо, уходили под сукно – чем больше компания, тем тяжелее принимаются решения.
Как-то утром нас пригласили в конференц-зал, и вот для чего – директора раскошелились на масштабное маркетинговое исследование, причем выбрали одну из самых успешных и дорогих компаний. Барышня-маркетолог говорила долго и красиво, объясняла все с помощью сложных диаграмм и графиков, но надо отдать ей должное – весьма доступно. Правда, чем больше она говорила, тем больше в мою душу закрадывались смутные сомненья в том, что руководство потратилось не зря. Увидев, что коллеги недоуменно переглядываются, я понял, что сомненья терзают не только меня.

На протяжении всей презентации небольшие добавления делала какая-то женщина. Я думал, что это управленец маркетинговой компании, но позже выяснилось, что это наш, издательский маркетолог. Сложилось впечатление, что она куда лучше ориентируется в вопросе.

Нет, все верно – выводы правильные. Просто эти прописные истины были и так понятны. Правда, начальство нас не слышало.

Но все же кое-что новое я в этот день узнал – оказывается, читателям больше нравится, когда текст пишется в два столбца. Аминь.

"И так берут, голубчики"

В мегаполисах все просто – хочешь получить качественное маркетинговое исследование – плати деньги и обращайся к лидерам. Чем меньше денег, тем, как правило, ниже качество. Никто не утверждает, что маленькие маркетинговые компании работают плохо. Просто сослаться на их авторитет вы уже не сможете. А это огромный минус.
В небольших городах, обделенных нефтью и газом, другая беда – много незанятых ниш, на которые никто не покушается. Все лезут в уже освоенные направления. Маркетингом в провинции занимаются только управляющие компании промышленных групп, играющие по-крупному, ориентирующиеся на федеральный или мировой рынок.
Провинциальные бизнес-предводители крайне нетерпимы к переменам и к использованию современных бизнес-механизмов. Основной аргумент такого управленца – "и так берут, голубчики". Заказывать маркетинговое исследование для него – то же самое, что покупать воздух, "самый главный" просто не понимает, какие цели оно преследует.
"И так берут" до тех пор, пока в регион не приходят федеральные или западные монстры, не дающие слабому провинциальному бизнесу ни малейшего шанса, – потребитель полностью переходит на более дешевую и качественную продукцию московских пришельцев.

Полный маркетинг

Многие руководители сходятся во мнении, что в городах-миллионниках маркетинговые исследования с привлечением сторонних компаний есть смысл проводить лишь в том случае, когда запускается кардинально новый продукт и ниша свободна. В том же случае, если вы давно на рынке и, следовательно, неплохо ориентируетесь в ситуации, масштабно тратиться необязательно. Достаточно просто мониторить своими силами. Для этого необходимо организовать работу всех сотрудников так, чтобы каждый отвечал за свою узкую область. Данные должны поступать наверх, проходить анализ, а на основе полученных выводов должны вноситься практические рекомендации по запуску нового продукта или корректировке стратегии.

Кто сказал, что изучать рынок своими силами невозможно? Подумайте сами – неужели в вашей компании маркетингом никто не занимается? Нет? Подумайте еще.

Чем занимались ваши коллеги в декабре? Подводили итоги и мониторили. Каждый в своей стихии. Финансисты прогнозировали выручку и рассчитывали себестоимость продукции, специалисты отдела продаж корректировали расценки, вели переговоры с оптовиками и разрабатывали новые системы распространения. Юридический отдел рассчитывал, как избежать рисков, прогнозировал действия недобросовестных конкурентов и прожорливых ведомств. Руководство утверждало стратегию на год, смело смотрело в будущее и мечтало о новой секретарше.

Нет причин думать, что вы не справитесь с этой задачей. Читайте тематическую литературу, изучайте сайты по маркетингу, подпишитесь на обновления блогов именитых маркетологов. Главное – организовать процесс так, чтобы информационные потоки стекались к вам уже в обработанном виде. Тогда исследование не займет много времени – оно станет частью рабочего процесса.

© Александр УДИКОВ

[/cut]

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лебедь, борцы, утюг, сантехника, войны и лапки

  Делюсь первомайской «сборной солянкой» о своей пока что ещё не слишком комфортной жизни во Франции. Лебедь-олимпиец Обычно лебеди плавают степенно, лениво перебирая лапками. Но этот куда-то отчаянно спешил — двигался мощными рывками. В прошлый раз видели, как другой лебедь пошёл на взлёт. Разогнался, бежал по воде, но что-то пошло не так — так и не взлетел. Потом он старательно делал вид, что так и было задумано. И как будто говорил: «При разгоне КВС принял решение прервать взлёт, ничего не поделаешь…») Кавказское Был только один момент, когда во Франции у меня возникла ассоциация с Дагестаном. Когда увидел этот плакат. Но это, конечно, дурацкие стереотипы. У моей мамы были соседи из Дагестана, аварцы. Прекрасные люди. Но да, чувствовалось, что ребята единоборствами ещё как владеют. Кстати, здесь мы уже неоднократно общались с грузинами, тоже соискателями убежища. Отличные гостеприимные люди. И такое же мнение сложилось о косоварах. Очень открытые и гостеприимные....

Время — деньги! Пора начинать использовать его более эффективно!

  Решил перестать обновлять копии своего основного блога. В своё время у меня был довольно популярный блог на Livejournal, ЖЖ. Там у меня было около шести тысяч друзей. И он был третьим в рейтингах по Татарстану. Году так в 2017 я его забросил и ушёл в Инстаграм. А потом начали набирать обороты мои блоги на Дзене. У меня их было пять, в совокупности у них было тысяч тридцать подписчиков. Правда, в основном я писал именно в один канал. Он год был под ограничениями, но потом вместе с другим каналом даже попал в программу поддержки авторов «Нирвана». Когда его заблокировал Роскомнадзор, я тут же начал писать в другме каналы. Когда блокировали и их, заводил новые. На данный момент у меня заблокировано десять Дзен-каналов. Я заводил новые каналы, так как так было удобнее подписчикам, не использующим VPN. Но больше этого делать не планирую. Ибо каналы банят ещё до того, как они успевают вырасти. Это просто напрасная трата времени. После того, как у меня начались проблемы с ...

Ошибочка вышла, самоистязание Ивлеевой, движ, колумбийцы и винная культура

  Очередной выпуск «сборной солянки», как и обычно, слегка критикует нравы россиян в изгнании. Ибо есть за что!.. Эту неприятность мы переживём Каждый день жизнь преподносит новые уроки. Сегодня был ещё один. Не предлагай помощь, если человек сам её не просит. Тебе же хуже будет. Буду иметь в виду. Был у меня на днях очень странный момент. Общался с коллегой, с которым знаком скорее заочно. Мы несколько раз общались с ним по телефону. Он талантливый журналист, яростный борец с режимом, которого кремль наградил, наверное, уже всеми возможными юридическими проклятиями. Я пытался ему помочь выбраться из его текущей локации в безопасные страны при помощи всемирно известной профессиональной НКО. Коллега задал чрезвычайно большое количество вопросов, из которых я сделал вывод, что, возможно, ему не так уж и нужна помощь. Что я, собственно, ему и сказал. Что если у тебя всё ок, если ты что-то выбираешь, изначально ищешь какие-то обходные маневры, окольные пути, то, вероятно...