И что именно ди-джей делает за пультом?
Я лет шесть профессионально занимался клубным ди-джеингом. Мне часто задают вопросы по теме, из которых я понял, что люди часто вообще не понимают, чем же занимается ди-джей в клубе и для чего он нужен. Попробую объяснить максимально кратко.
Уточню сразу. Я буду говорить именно о клубном ди-джеинге, где ди-джей сводит музыку на профессиональном ди-джейском оборудовании. Речь не идёт о радио, работе клубного MC с микрофоном или ведении свадеб, банкетов и прочих подобных мероприятий.
Да, там тоже нужен ди-джей. Но обычно музыка не требует сведений, а доступная аппаратура не предполагает этого. Итак, что делает клубный DJ? Это человек, который отвечает за музыкальную часть ночного клуба. Чаще всего речь идет именно о танцевальной программе.
Не стоит путать клубного DJ, скажем, со звукооператором, включающим музыку, к примеру, в стриптиз-клубе или минуса при шоу или концертной программе. Хотя в небольших клубах, где я в основном работал, dj делал вообще все. Отвечал в том числе и за свет, за настройку и ремонт аппаратуры. Нет, сами мы ее уже не ремонтировали, но должны были вовремя отвезти ее на ремонт в случае поломок.
Я работал в то время, когда в провинциальных клубах уже практически перешли на недорогую, но уже профессиональную ди-джейскую аппаратуру. В Москве еще кое-где играли на виниле, но тоже уходили на CD. Правда, там была аппаратура более высокого класса.
Практически вся моя ди-джейская работа проходила на профессиональном DJ-оборудовании компании Pioneer. Наушники обычно были свои. У меня это были профессиональные ди-джейские Technics. Сейчас DJ в основном приходят со своими ноутбуками, подключают их к ди-джейскому оборудованию и играют с него.
Мы же приходили в клуб с огромными кофрами, забитыми обычными CD. Тогда уже можно было «нарезать» диски на болванки CD-RW и скачивать музыку из интернета. И мы делали это. Позже уже появились сидюки, способная воспроизводить MP3-форматы, но я не застал этот момент. А впервые к ди-джейскому оборудования я прикоснулся в школе ди-джеев Pepsi. Где нас учили сводить на классических вертушках и виниле.
Если отбросить работу со звуком и светом, а так же со всем, что не касается, собственно, танцевальная программы, работа DJ довольно проста. Ты должен сделать так, чтобы люди были довольны и танцевали всю ночь. Ты должен поднять их из за столиков и постепенно наращивать музыкальный напор. Ты должен чувствовать публику. И в этом плане работа DJ похожа на работу музыканта.
Однако музыканты играют свою музыку и могут ее немного менять в процессе исполнения. Ди-джей этого не может. Вся его сила в умении находить востребованную музыку, умении чувствовать публику, грамотно и во время запускать нужные треки и творчески их сводить. У любой ночи, у любого ди-джейского сэта есть кульминация. Когда ты раскачал народ. И знаешь, что делать. Ты не думаешь, что поставить дальше. Ты просто знаешь.
Заканчивается один трек, звучит вокальная партия, а ты уже накладываешь на неё жирные бит и бас от следующего трека. Качает, трек как бы обретает новое дыхание. А народ на танцполе начинает покрикивать. При этом ты можешь допустить ошибку — выбрать не тот трек или неаккуратно его свести. Тогда все тут же сядут. Так что нужно действовать аккуратно. Со временем ты уже почти не допускаешь таких ошибок.
Как сводит ди-джей. Расскажу о том, как это происходило в то время, когда я был ди-джеем. Есть два CD-проигрывателя с функцией изменения скорости трека (питч-контроль). На них есть круги, напоминающие пластинки. При их помощи можно «помогать» готовящемуся треку догонять бит играющего. Ди-джей ставит один трек, а в это время подбирает скорость и момент начала сведения другого.
Потом, когда первый трек близится к финалу, он постепенно выводит через пульт новый трек. У каждого своя техника сведения. Можно делать это грубо, рывками, можно почти незаметно. У хорошего ди-джея треки могут играть вместе по 3-4 минуты. Потом DJ постепенно уводит старый трек. В идеале публика вообще не должна понять, что играет уже новая композиция.
Один трек играет в зале, а на тебя он выводится через специальную колонку, монитор. Так как в зале сильное эхо, оно мешает сводить. А второй трек у тебя в наушниках. Поэтому на ди-джее обычно лишь один наушник. При этом монитор ты должен включить так, чтобы он переорал звук в зале. А наушник фактически должен переорать монитор. Все это, конечно, не очень полезно для слуха.
Ди-джейский пульт не похож на пульт звукооператора. Он проще. И на нем все заточено на мягкое сведение. По частотам, по каналам. Есть там штуковина, которой не бывает на пультах студийных — кроссфейдер. Который теоретически уводит один трек и выводит второй. Но через него получалось грубовато. И я его почти не использовал.
Нет грубым сведениям — чем мягче, тем лучше! Но можно дурачиться, включая попеременно разные фразы или звуки двух играющих вместе треков. И да, в работе DJ использует не короткие радио-версии, а длинные расширенные варианты треков, подготовленные специально для клубов. Как правила, они начинаются и заканчиваются битом. Но не обязательно.
Если совсем упростить, работа ди-джея заключается в том, чтобы подбирать и сводить музыкальные треки так, чтобы люди на танцполе танцевали и были счастливы. Друзья, надеюсь я ответил на ваши вопросы. Если что-то не понятно, спрашивайте, пишите в комменты!
Есть еще один момент. Соблазны, алкоголь, наркотики, доступные женщины. Ди-джеи — рок-звёзды своего времени. Жизнь ди-джея окружена соблазнами. Вокруг все радости жизни, и всё для тебя здесь и сейчас, бесплатно. Нужно относиться к ди-джеингу как своей работе. И не вестись на всё это.
Когда работал DJ, я вообще не употреблял алкоголь. Я никогда не пробовал наркотики, не курил даже травку. И быстро понял, что барышни в клубах это вообще не то, что мне нужно. Некоторые мои знакомые увлекались всем, что я перечислил выше. Солидной части этих людей уже нет в живых.
Я не очень хорошо слышу. Годы бессонных ночей не сделали меня здоровее. Прокуренные залы были почти смертью для астматика. Но я вовремя остановился. Поставил точку. И, несмотря ни на что, считаю, что это были очень яркие моменты моей жизни. И да, когда я ушёл из ди-джеинга, поначалу мне очень всего этого не хватало. Потом привык.
Солнце, спорт, любимая работа и позитивные люди в любом случае куда приятнее вечной ночи в тесноте прокуренных клубов.
Друзья! Если вам понравился текст, пожалуйста, поставьте лайк, подпишитесь на блог и поделитесь вашими эмоциями в комментариях. Благодаря этому материал увидит ещё больше людей!
Четыре моих канала на Дзене, ЖЖ и мой сайт были заблокированы Роскомнадзором. Чтобы оставаться на связи, пожалуйста, подписывайтесь на мой телеграм-канал — t.me/udikov_am
Другие мои материалы по теме (для России — только с VPN):
- Москва 2000-х глазами понаехавшего
- Как меня затянуло в клубную культуру. И как выплюнуло )
- Из клубной жизни. О моих первых ди-джейских ощущениях
© Гипертаблоид редактора Удикова | Alex Udikov | Udikov.com
Комментарии