К основному контенту

Для чего нужен клубный DJ?


 

И что именно ди-джей делает за пультом?

Я лет шесть профессионально занимался клубным ди-джеингом. Мне часто задают вопросы по теме, из которых я понял, что люди часто вообще не понимают, чем же занимается ди-джей в клубе и для чего он нужен. Попробую объяснить максимально кратко.

Уточню сразу. Я буду говорить именно о клубном ди-джеинге, где ди-джей сводит музыку на профессиональном ди-джейском оборудовании. Речь не идёт о радио, работе клубного MC с микрофоном или ведении свадеб, банкетов и прочих подобных мероприятий.

Да, там тоже нужен ди-джей. Но обычно музыка не требует сведений, а доступная аппаратура не предполагает этого. Итак, что делает клубный DJ? Это человек, который отвечает за музыкальную часть ночного клуба. Чаще всего речь идет именно о танцевальной программе.

Не стоит путать клубного DJ, скажем, со звукооператором, включающим музыку, к примеру, в стриптиз-клубе или минуса при шоу или концертной программе. Хотя в небольших клубах, где я в основном работал, dj делал вообще все. Отвечал в том числе и за свет, за настройку и ремонт аппаратуры. Нет, сами мы ее уже не ремонтировали, но должны были вовремя отвезти ее на ремонт в случае поломок.

Я работал в то время, когда в провинциальных клубах уже практически перешли на недорогую, но уже профессиональную ди-джейскую аппаратуру. В Москве еще кое-где играли на виниле, но тоже уходили на CD. Правда, там была аппаратура более высокого класса.

Практически вся моя ди-джейская работа проходила на профессиональном DJ-оборудовании компании Pioneer. Наушники обычно были свои. У меня это были профессиональные ди-джейские Technics. Сейчас DJ в основном приходят со своими ноутбуками, подключают их к ди-джейскому оборудованию и играют с него.

Мы же приходили в клуб с огромными кофрами, забитыми обычными CD. Тогда уже можно было «нарезать» диски на болванки CD-RW и скачивать музыку из интернета. И мы делали это. Позже уже появились сидюки, способная воспроизводить MP3-форматы, но я не застал этот момент. А впервые к ди-джейскому оборудования я прикоснулся в школе ди-джеев Pepsi. Где нас учили сводить на классических вертушках и виниле.

Если отбросить работу со звуком и светом, а так же со всем, что не касается, собственно, танцевальная программы, работа DJ довольно проста. Ты должен сделать так, чтобы люди были довольны и танцевали всю ночь. Ты должен поднять их из за столиков и постепенно наращивать музыкальный напор. Ты должен чувствовать публику. И в этом плане работа DJ похожа на работу музыканта.

Однако музыканты играют свою музыку и могут ее немного менять в процессе исполнения. Ди-джей этого не может. Вся его сила в умении находить востребованную музыку, умении чувствовать публику, грамотно и во время запускать нужные треки и творчески их сводить. У любой ночи, у любого ди-джейского сэта есть кульминация. Когда ты раскачал народ. И знаешь, что делать. Ты не думаешь, что поставить дальше. Ты просто знаешь.

Заканчивается один трек, звучит вокальная партия, а ты уже накладываешь на неё жирные бит и бас от следующего трека. Качает, трек как бы обретает новое дыхание. А народ на танцполе начинает покрикивать. При этом ты можешь допустить ошибку — выбрать не тот трек или неаккуратно его свести. Тогда все тут же сядут. Так что нужно действовать аккуратно. Со временем ты уже почти не допускаешь таких ошибок.

Как сводит ди-джей. Расскажу о том, как это происходило в то время, когда я был ди-джеем. Есть два CD-проигрывателя с функцией изменения скорости трека (питч-контроль). На них есть круги, напоминающие пластинки. При их помощи можно «помогать» готовящемуся треку догонять бит играющего. Ди-джей ставит один трек, а в это время подбирает скорость и момент начала сведения другого.

Потом, когда первый трек близится к финалу, он постепенно выводит через пульт новый трек. У каждого своя техника сведения. Можно делать это грубо, рывками, можно почти незаметно. У хорошего ди-джея треки могут играть вместе по 3-4 минуты. Потом DJ постепенно уводит старый трек. В идеале публика вообще не должна понять, что играет уже новая композиция.

Один трек играет в зале, а на тебя он выводится через специальную колонку, монитор. Так как в зале сильное эхо, оно мешает сводить. А второй трек у тебя в наушниках. Поэтому на ди-джее обычно лишь один наушник. При этом монитор ты должен включить так, чтобы он переорал звук в зале. А наушник фактически должен переорать монитор. Все это, конечно, не очень полезно для слуха.

Ди-джейский пульт не похож на пульт звукооператора. Он проще. И на нем все заточено на мягкое сведение. По частотам, по каналам. Есть там штуковина, которой не бывает на пультах студийных — кроссфейдер. Который теоретически уводит один трек и выводит второй. Но через него получалось грубовато. И я его почти не использовал.

Нет грубым сведениям — чем мягче, тем лучше! Но можно дурачиться, включая попеременно разные фразы или звуки двух играющих вместе треков. И да, в работе DJ использует не короткие радио-версии, а длинные расширенные варианты треков, подготовленные специально для клубов. Как правила, они начинаются и заканчиваются битом. Но не обязательно.

Если совсем упростить, работа ди-джея заключается в том, чтобы подбирать и сводить музыкальные треки так, чтобы люди на танцполе танцевали и были счастливы. Друзья, надеюсь я ответил на ваши вопросы. Если что-то не понятно, спрашивайте, пишите в комменты!

Есть еще один момент. Соблазны, алкоголь, наркотики, доступные женщины. Ди-джеи — рок-звёзды своего времени. Жизнь ди-джея окружена соблазнами. Вокруг все радости жизни, и всё для тебя здесь и сейчас, бесплатно. Нужно относиться к ди-джеингу как своей работе. И не вестись на всё это.

Когда работал DJ, я вообще не употреблял алкоголь. Я никогда не пробовал наркотики, не курил даже травку. И быстро понял, что барышни в клубах это вообще не то, что мне нужно. Некоторые мои знакомые увлекались всем, что я перечислил выше. Солидной части этих людей уже нет в живых.

Я не очень хорошо слышу. Годы бессонных ночей не сделали меня здоровее. Прокуренные залы были почти смертью для астматика. Но я вовремя остановился. Поставил точку. И, несмотря ни на что, считаю, что это были очень яркие моменты моей жизни. И да, когда я ушёл из ди-джеинга, поначалу мне очень всего этого не хватало. Потом привык.

Солнце, спорт, любимая работа и позитивные люди в любом случае куда приятнее вечной ночи в тесноте прокуренных клубов.

2

3

4


Друзья! Если вам понравился текст, пожалуйста, поставьте лайк, подпишитесь на блог и поделитесь вашими эмоциями в комментариях. Благодаря этому материал увидит ещё больше людей!

Четыре моих канала на Дзене, ЖЖ и мой сайт были заблокированы Роскомнадзором. Чтобы оставаться на связи, пожалуйста, подписывайтесь на мой телеграм-канал — t.me/udikov_am


Другие мои материалы по теме (для России — только с VPN):


© Гипертаблоид редактора Удикова | Alex Udikov | Udikov.com

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Накрылась наружка

Банки приостановили операции по счетам ООО «Ньюс Аутдор» — подразделения оператора наружной рекламы News Outdoor Руперта Мердока. По решению налоговиков поступающие на счета средства будут направляться на погашение задолженности компании. В августе стало известно, что Мердок продает рекламный бизнес в России. Американская News Corp. объявила в своем годовом отчете, что продажа крупнейшего в стране оператора наружной рекламы — группы News Outdoor — выходит на финишную прямую. По оценкам экспертов, стоимость News Outdoor вряд ли превышает 400-500 млн долларов. Желание продать российский бизнес медиамагнат Мердок выразил еще в 2008 году. «Чем большего успеха мы добьемся, тем больше шансов, что у нас его украдут. Лучше мы сейчас его продадим», — заявил он тогда в беседе с The Financial Times. Гипертаблоид

Лебедь, борцы, утюг, сантехника, войны и лапки

  Делюсь первомайской «сборной солянкой» о своей пока что ещё не слишком комфортной жизни во Франции. Лебедь-олимпиец Обычно лебеди плавают степенно, лениво перебирая лапками. Но этот куда-то отчаянно спешил — двигался мощными рывками. В прошлый раз видели, как другой лебедь пошёл на взлёт. Разогнался, бежал по воде, но что-то пошло не так — так и не взлетел. Потом он старательно делал вид, что так и было задумано. И как будто говорил: «При разгоне КВС принял решение прервать взлёт, ничего не поделаешь…») Кавказское Был только один момент, когда во Франции у меня возникла ассоциация с Дагестаном. Когда увидел этот плакат. Но это, конечно, дурацкие стереотипы. У моей мамы были соседи из Дагестана, аварцы. Прекрасные люди. Но да, чувствовалось, что ребята единоборствами ещё как владеют. Кстати, здесь мы уже неоднократно общались с грузинами, тоже соискателями убежища. Отличные гостеприимные люди. И такое же мнение сложилось о косоварах. Очень открытые и гостеприимные....

Время — деньги! Пора начинать использовать его более эффективно!

  Решил перестать обновлять копии своего основного блога. В своё время у меня был довольно популярный блог на Livejournal, ЖЖ. Там у меня было около шести тысяч друзей. И он был третьим в рейтингах по Татарстану. Году так в 2017 я его забросил и ушёл в Инстаграм. А потом начали набирать обороты мои блоги на Дзене. У меня их было пять, в совокупности у них было тысяч тридцать подписчиков. Правда, в основном я писал именно в один канал. Он год был под ограничениями, но потом вместе с другим каналом даже попал в программу поддержки авторов «Нирвана». Когда его заблокировал Роскомнадзор, я тут же начал писать в другме каналы. Когда блокировали и их, заводил новые. На данный момент у меня заблокировано десять Дзен-каналов. Я заводил новые каналы, так как так было удобнее подписчикам, не использующим VPN. Но больше этого делать не планирую. Ибо каналы банят ещё до того, как они успевают вырасти. Это просто напрасная трата времени. После того, как у меня начались проблемы с ...