К основному контенту

Эхо Беслана. Пиар – антитеррор: Их митинг. Наш позор

 


Публикую свой материал 2004 года, с которого фактически начался мой журналистский путь. До этого я почти исключительно лишь о клубной культуре. Сейчас я многое вижу иначе. Но решил ничего не исправлять. Ибо читая этот текст, можно примерно понять, о чем мы тогда думали, что чувствовали…

В эти дни я переношу на сайт некоторые свои старые материалы из своего заблокированного в России блога на Livejournal.

7 сентября 2004 года. Раннее утро. Прошло слишком мало времени после убийства детей в Беслане, чтобы осознать весь ужас произошедшего.

Поэтому весть о том, что на Васильевском спуске пройдёт антитеррорестический митинг, на котором соберётся NN тысяч человек, вызвала у меня, по меньшей мере, недоумение.

Идти на это бессмысленное действо ни я, ни мои однокурсники, естественно, не собирались. Но как-то сами собой возникли вопросы: Зачем? Кому это нужно? Кто туда пойдёт? Откуда эти конкретные цифры?

Ответы, как минимум, на последние два вопроса у меня уже есть. Предлагаю вам взглянуть на «стихийный» антитеррорестический митинг в Москве глазами студента одного из столичных вузов.

Явка обязательна

Учёбы в тот день определённо не получалось. Все разговоры на семинарах сводились к одной теме: Беслан. Кровь. Горе.

Преподаватель с пеной у рта ругает наше правительство. Конечно, ей-то виднее… Основная мысль в следующем: заключить с Чечнёй мир… (вдумайтесь в саму формулировку!!!). Ещё не зная слов президента с пресс-конференции в Ново-Огарёво, мы интересуемся: С кем? С «людьми», убившими детей? Да нет, не с ними. С теми, кто боевиков «на дело» направил…

Мелькнула мысль о цивилизованных методах борьбы. Но разве выйти на площадь с транспарантами – это борьба? Всем и без этого всё ясно. И ещё: цивилизованно можно бороться с цивилизованными людьми. Это очень по-христиански – подставить в ответ вторую щёку. И ждать, пока нас вырежут…

Со зверьми нужно бороться их же методами. Но не становится при этом ими – помнить – наше дело не войну развязать, а проблему решить! Не зря говорят, что история закручена по спирали. Но у каждой спирали есть свой конец. В нашем случае этот конец может стать завершением всей истории. Не мусульманской или христианской, а человеческой…

Пока ещё в наших силах что-либо изменить.

На вторую пару к нам зашёл новый, пока ещё не знакомый нам замдекана. Буркнув что-то про нашу гражданскую ответственность и кратко рассказав о предстоящем митинге, он по-солдафонски отрезал: «Явка обязательна».

В университете мы не первый год, посему, зная о ленинско-марксистском наследии нашего вуза и ректоре — бывшем полковнике, какая-то часть студентов, не особо задумываясь о последствиях, всё же доехала до Васильевскогоого спуска.

Что встали?!

Выйдя из метро «Китай-город», минуя бесконечные милицейские заслоны, мы двинулись по китайгородскому проезду к набережной. Стражи порядка объяснили нам, куда идти. По пути восхищённо наблюдаем, как автоэвакуаторы расчищают дорогу от припаркованных на обочинах иномарок. Серо-серебристая БМВ 7-ой серии неуклюже повисла в воздухе, криво свесившись вниз.

Мелькнула мысль: В России тоже может быть порядок. И другая: На пару дней после новых потоков горя и крови.

Нам до светофора и направо. Но, увидев у парапета автобусы нашего вуза, подходим к ним. Возле автобусов студенты, разбившись на факультеты, получают футболки с символикой вуза цветов российского флага. Нам достались белые. Кому-то перепали футболки нашего «фирменного цвета детской неожиданности» и «почётное» право нести жёлтые флаги, транспаранты и растяжки нашего университета.

Нам же вручили лозунги со смыслом: «Нас не поставят на колени», «Террористов – к ответу», «Всем миром – выстоим» и другие. Получив всю эту атрибутику, мы, кое-как построившись в колонну, нестройными рядами двинулись к оцеплению.

На всю ширину проезжей части выставлены металлодетекторы. Стажи порядка досматривают всех: и «пищащих» и «не пищащих». Двигаемся дальше. Со всех сторон несутся вопли из мегафонов: «что встали», «идём налево», «идём направо», причём всё это одновременно.

Так мы и добрались до Васильевского спуска, где нас поразила высокая концентрация всевозможных спецслужб, членов которых в тот момент было куда больше, чем митингующих.

«Против ора»

Нам «повезло». Мы стоим возле сцены. На большом экране, половина которого пока почему-то не работает, светится надпись «против ора». Комментарии излишни. Очень символично.

Стоять пришлось более часа. Члены студсовета с мегафонами развлекаются тем, что пытаются выстроить нас в форме российского флага, попутно травят анекдоты. Смеёмся. Зря. У кого-то из нас возник вопрос – а не лучше ли было бы, если бы мы стояли не с символикой вуза, а с российскими флагами? У меня возник другой – что мы здесь вообще делаем?

Между нами энергично протискиваются фотографы. Неподалёку, на машинах у сцены стоят толпы журналистов с камерами. Вокруг нас – серая толпа, почему-то даже отдалённо не напоминающая скорбящих.

Скорбящих, возможно, напоминаем мы, уставшие ещё до этого бессмысленного стояния в состоянии селёдок в бочке. Хотя пришли и искренние люди – где–то вдали стоят верующие и монахи с хоругвями. (Или их тоже сюда согнали?) Почему не у сцены – непонятно. Ведь ходили же наши прадеды в походы под ликами святых…

От присутствия духовенства на душе стало хоть немного теплее, правда, ненадолго – хлынул дождь. Площадь покрылась разноцветными зонтами. Когда-то, возможно, здесь так же укрывались щитами от стрел засевших в кремле москвичей инородные захватчики.

Сквозь наши ряды просачивается новая группа репортёров.

Совковый маскарад

На огромный экран над сценой транслируется изображение с камер над площадью. Всё же знают наши операторы своё дело – Васильевский спуск кажется потрясающе огромным! Величественная панорама – вся страна скорбит, вся площадь в лозунгах. А вот и лица… «Скорбящие» люди, увидев себя на экране, радостно размахивают руками, флагами и лозунгами «нет террору» в такт звучащей над площадью песне «Комбат». Кто-то пританцовывает.

Перед нами появляются флаги с гербами Москвы, растяжки с именами и названиями московских округов, районов и организаций. Ближе к началу митинга над площадью затрепетали флаги всевозможных партий в огромных количествах. Особенно постарались ЛДПР, «Единая Россия», КПРФ и «Родина». Теперь уже площадь напоминает какую-то масштабную пиар-акцию, в основном, партийную. И, как не горько это сознавать, больше всего постарались мы, превратив траурный митинг в дешёвое костюмированное шоу.

Многие из нас, осознав, что стали невольными участниками самой грязной пиар-акции, снимая на ходу футболки, начинают пробиваться сквозь толпу к выходу. В голове крутится мысль: Союз умер. Традиции живы

Мир! Труд! Май!

Самое замечательное на митинге – лозунги. На этот раз они отличались разнообразием. Большую часть составляли антитеррорестические: «Нет террору», «Террористов к ответу», «Люди, будьте бдительны», в защиту детей: «Руки прочь от наших детей», «С детьми воюют только подлецы и трусы», размытые – «За каждое преступление – наказание», «Мы победим», удивительные – «Путин, мы с тобой», «Мир. Труд. Май» и военно-патриотические — «Враг будет разбит, победа будет за нами», «Враг не пройдёт»… Ах, война началась… Сейчас? Позвольте, а может, раньше?

Мы выдержим

Митинг начался с пятиминутным опозданием. Звучит зычный уверенный голос ведущего. Настолько уверенный, что слова сочувствия звучат как-то неубедительно. Лихорадочно сменяя друг — друга говорят свои речи выступающие. Все говорят об одном и том же. Тронул за душу фрагмент речи заведующего детским отделением одной из московских клиник: «Раненый десятилетний мальчик, когда его выносили из «кареты скорой помощи, сказал: «Дяденька, не волнуйтесь за нас, мы ведь мужчины, мы выдержим…» Что тут ещё скажешь? Если мы такие – действительно выдержим. И страну на плечах вынесем…

Также запомнилась речь женщины из администрации Карачаево-Черкессии. Яркая, эмоциональная, по-кавказски горячая, но чересчур долгая и не вполне откровенная. Но эта женщина напомнила нам то, о чём мы уже давно забыли: и Северная Осетия, и Карачаево-Черкессия, и Дагестан, и Чечня – это всё Россия, единая, и, хочется надеяться, неделимая… И нам в ней жить…

Уходя, слышим отрывок фразы из толпы: и над кремлём надо водрузить наше красное знамя победы… Может быть, и надо. Только ведь рано пока…

PS. Этот материал был написан вечером 7 сентября. Тогда ещё не вышел номер «Коммерсанта», посвящённый митингу. Утром кто-то пустил газету по рядам во время лекций. И вот, что сказали студенты: «Они нас «опустили». И правильно сделали!». Вышло так, что мы невольно помогли какому-то расторопному чиновнику, который, собрав всю эту толпу, получит повышение и «честно заработанные деньги». Деньги, как известно, не пахнут. Пахнут трупы…

© Александр УДИКОВ, журфак РГСУ, сентябрь 2004 года, Москва


Друзья! Если вам понравился текст, пожалуйста, поставьте лайк, подпишитесь на блог и поделитесь вашими эмоциями в комментариях. Благодаря этому материал увидит ещё больше людей!

Четыре моих канала на Дзене, ЖЖ и мой сайт были заблокированы Роскомнадзором. Чтобы оставаться на связи, пожалуйста, подписывайтесь на мой телеграм-канал — t.me/udikov_am


Другие мои материалы по теме (для России — только с VPN):


© Гипертаблоид редактора Удикова | Alex Udikov | Udikov.com

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Накрылась наружка

Банки приостановили операции по счетам ООО «Ньюс Аутдор» — подразделения оператора наружной рекламы News Outdoor Руперта Мердока. По решению налоговиков поступающие на счета средства будут направляться на погашение задолженности компании. В августе стало известно, что Мердок продает рекламный бизнес в России. Американская News Corp. объявила в своем годовом отчете, что продажа крупнейшего в стране оператора наружной рекламы — группы News Outdoor — выходит на финишную прямую. По оценкам экспертов, стоимость News Outdoor вряд ли превышает 400-500 млн долларов. Желание продать российский бизнес медиамагнат Мердок выразил еще в 2008 году. «Чем большего успеха мы добьемся, тем больше шансов, что у нас его украдут. Лучше мы сейчас его продадим», — заявил он тогда в беседе с The Financial Times. Гипертаблоид

Лебедь, борцы, утюг, сантехника, войны и лапки

  Делюсь первомайской «сборной солянкой» о своей пока что ещё не слишком комфортной жизни во Франции. Лебедь-олимпиец Обычно лебеди плавают степенно, лениво перебирая лапками. Но этот куда-то отчаянно спешил — двигался мощными рывками. В прошлый раз видели, как другой лебедь пошёл на взлёт. Разогнался, бежал по воде, но что-то пошло не так — так и не взлетел. Потом он старательно делал вид, что так и было задумано. И как будто говорил: «При разгоне КВС принял решение прервать взлёт, ничего не поделаешь…») Кавказское Был только один момент, когда во Франции у меня возникла ассоциация с Дагестаном. Когда увидел этот плакат. Но это, конечно, дурацкие стереотипы. У моей мамы были соседи из Дагестана, аварцы. Прекрасные люди. Но да, чувствовалось, что ребята единоборствами ещё как владеют. Кстати, здесь мы уже неоднократно общались с грузинами, тоже соискателями убежища. Отличные гостеприимные люди. И такое же мнение сложилось о косоварах. Очень открытые и гостеприимные....

Время — деньги! Пора начинать использовать его более эффективно!

  Решил перестать обновлять копии своего основного блога. В своё время у меня был довольно популярный блог на Livejournal, ЖЖ. Там у меня было около шести тысяч друзей. И он был третьим в рейтингах по Татарстану. Году так в 2017 я его забросил и ушёл в Инстаграм. А потом начали набирать обороты мои блоги на Дзене. У меня их было пять, в совокупности у них было тысяч тридцать подписчиков. Правда, в основном я писал именно в один канал. Он год был под ограничениями, но потом вместе с другим каналом даже попал в программу поддержки авторов «Нирвана». Когда его заблокировал Роскомнадзор, я тут же начал писать в другме каналы. Когда блокировали и их, заводил новые. На данный момент у меня заблокировано десять Дзен-каналов. Я заводил новые каналы, так как так было удобнее подписчикам, не использующим VPN. Но больше этого делать не планирую. Ибо каналы банят ещё до того, как они успевают вырасти. Это просто напрасная трата времени. После того, как у меня начались проблемы с ...