К основному контенту

Устраивает подчинённых начальство?

Слушать подчиненных

Консультанты обнаружили: большинство менеджеров не соответствуют ожиданиям подчиненных. Хуже того, чем больше у подчиненных опыта, тем больше и разница между их ожиданиями и фактом

Все, что происходит в организации, в конечном итоге зависит от того, как менеджеры взаимодействуют с подчиненными и друг с другом, убеждены в международной консалтинговой компании Krauthammer. Разбираться в хитросплетениях этих отношений они решили с помощью масштабных статистических исследований. Их интересовало, во-первых, насколько велики отличия между ожидаемым и актуальным поведением руководителей и, во-вторых, как на этой разнице сказывается рабочий климат: обстановка, уровень нагрузки, степень доверия в отношениях между руководителями и подчиненными. Проект получил название «Обсерватория Krauthammer» и по планам компании продлится пять лет. Летом 2008 г. были опубликованы результаты очередной волны исследований.

28.80 КБ

Как и кто исследовал

Международная консалтинговая компания Krauthammer занимается исследованиями взаимоотношений руководителей и подчиненных в Европе уже второй год. В 2008 г. на вопросы анкеты, разработанной специалистами компании, ответили 356 европейцев. Статистический анализ результатов провела профессор бизнес-школы Амстердамского университета Фабьен Фонтаньер, рассказала директор по исследованиям Krauthammer.

[cut Читать статью]Не признают, не слушают

Как выяснилось, менеджерам все труднее соответствовать ожиданиям подчиненных (см. таблицу). Например, подавляющее число сотрудников хотели бы, чтобы у их руководителей хватало мужества признавать свои ошибки. Лишь 46% руководителей по этому параметру хоть как-то соответствуют питаемым надеждам. Каждый пятый менеджер стремится переложить вину на кого-нибудь другого или принизить значение происходящего.

В конфликтных ситуациях сотрудники хотели бы больше самостоятельности. Но лишь 47% руководителей предоставляют им возможность найти способ разрешения конфликта. Только каждый четвертый руководитель удосуживается выслушать подчиненного, а затем сообщает ему о принятом решении, 14% менеджеров не слушают никого.

И наконец, сотрудники хотели бы, чтобы с ними советовались, особенно в неоднозначных ситуациях. Они убеждены, что смогли бы помочь менеджерам и в анализе вариантов, и в выборе окончательного решения. Но в 21% случаев менеджеры просто извещают их об окончательном решении, правда еще в 32% — информируют о том, как к нему пришли.

Выяснилось также, что высокая нагрузка практически не сказывается на ожиданиях сотрудников, более того: чем напряженнее работает сотрудник, тем выше он склонен ценить руководителя.

С опытными трудно

Идея «оцифровать» поведение менеджеров возникла не вчера, отмечает директор ИБДА Ашот Сеферян. Но все предыдущие попытки почему-то не приводили к успеху. Возможно, в человеческом поведении есть аспекты, вообще не поддающиеся учету, предполагает он.

В результатах европейских коллег Сеферян не находит ничего удивительного. В ситуации аврала вариантов поведения руководителя не много, говорит он. Он либо выводит ситуацию из аврала, либо нет. Вообще, давно замечено, что поведение людей в чрезвычайных ситуациях, например во время военных действий, гораздо более предсказуемо, чем в мирное время, считает он.

Консультанты Krauthammer обнаружили, что c профессиональной точки зрения опытные сотрудники гораздо более требовательны к руководителям. Особенно в том, что касается профессиональных же аспектов их работы. Чем опытнее сотрудник, тем менее терпим он к различного рода неожиданностям и более склонен обо всем договариваться заблаговременно. Зато с большим пониманием отнесется к различным политическим аспектам работы организации, пишут исследователи.

Профессионалы предъявляют повышенные требования к руководителю, потому что принимают на себя ответственность за результат, говорит профессор МГУ Тахир Базаров. Чем более опытен человек, тем лучше он понимает, что руководитель должен быть профессионалом, способным поставить задачу: понять, из чего она складывается, уметь оценить исполнителей и поручить каждому ту часть, с которой он справится лучше других. Хорошему актеру требуется хороший режиссер, отмечает Базаров.

Если руководитель не ощущает в себе силы, он пытается убрать умных подальше. В России эта проблема выражена ярче, чем в Европе, говорит Сеферян. Это весьма упрощенное представление, не соглашается Станислав Киселев, управляющий партнер хедхантинговой компании Egon Zehnder.

Высокие требования профессионалов к уровню подготовки руководителя обычно компенсируются пониманием, как правильно использовать самые сильные стороны начальника. У настоящих профессионалов обычно проблем с этим не возникает, говорит Киселев.

Российские минусы

В России разница между ожидаемым и актуальным поведением руководителей еще больше, продолжает тему Сеферян. Причем, по его мнению, в Москве разница не столь высока, как в регионах. Практически ни один региональный руководитель не пойдет выяснять мнение подчиненных перед тем, как принять решение. В крайнем случае незаметно прощупает настроения в коллективе, говорит Сеферян.

Главная особенность России — короткая управленческая история, считает Киселев. Сначала был период выживания, затем кризис, и лишь последние 10 лет более или менее нормальное эволюционное развитие. Неудивительно, что ожидания в отношении поведения менеджеров завышены, а опереться им, по сути, не на что, говорит Киселев.

Есть несколько навыков, по которым россияне по-прежнему значительно отстают от европейских коллег. Во-первых, в области стратегического планирования. «Есть такой навык, — объясняет Киселев, — делать прогнозы, ошибаться, разбивать себе нос, вносить коррективы и двигаться дальше». Во-вторых, в способности к изменениям. На Западе, отмечает Киселев, к изменениям менеджера обычно подталкивает внутренняя логика развития компании. А у нас менеджеры изо всех сил стремятся свести к минимуму издержки от нежелательных перемен во внешней среде. И в-третьих, к сожалению, любые навыки, связанные с наставничеством, у российских менеджеров почти напрочь отсутствуют. Хотя подчиненным хотелось бы, чтобы руководитель заботился об их развитии. Зато многие россияне впереди планеты всей по нацеленности на результат, улыбается Киселев.

Григорий Милов. Отсюда.[/cut]

Просьба комментировать здесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Накрылась наружка

Банки приостановили операции по счетам ООО «Ньюс Аутдор» — подразделения оператора наружной рекламы News Outdoor Руперта Мердока. По решению налоговиков поступающие на счета средства будут направляться на погашение задолженности компании. В августе стало известно, что Мердок продает рекламный бизнес в России. Американская News Corp. объявила в своем годовом отчете, что продажа крупнейшего в стране оператора наружной рекламы — группы News Outdoor — выходит на финишную прямую. По оценкам экспертов, стоимость News Outdoor вряд ли превышает 400-500 млн долларов. Желание продать российский бизнес медиамагнат Мердок выразил еще в 2008 году. «Чем большего успеха мы добьемся, тем больше шансов, что у нас его украдут. Лучше мы сейчас его продадим», — заявил он тогда в беседе с The Financial Times. Гипертаблоид

О бытовой коррупции и фастфуде

Мэр Москвы предложил полностью ликвидировать городской фастфуд . "Еду с колес" планируется заменить сетями недорогих детских, семейных и молодежных кафе. Эксперты считают, что главный объект атаки, палатки с некачественной восточной кухней изменения вряд ли затронут - их владельцы проявляют поразительную изворотливость - та же шаурма по документам сейчас идёт как "кебаб в лаваше". Меня в Москве не было пару лет, поэтому изменения я замечаю сразу. Палаток с шаурмой и курами-гриль, отравляющих окрестности ароматами жареной тухлятины стало значительно меньше. Это радует. Но, как мне кажется, приличные уличные закусочные хорошо бы сохранить. В стационарных кафе еда значительно дороже, да и встречаются они реже. Иногда и рад бы зайти куда-нибудь, да вокруг одни дорогие кабаки или полное отсутствие каких-либо мест общепита. Вот и приходится есть в "Крошках-картошках". А вообще, Москва - самый яркий образец законодательных нарушений. Вчера сразу в нескольких мест

Шулинский (Птюч) вернулся!

Не знаю, как вы, а я в девяностые годы был постоянным читателем журнала "Птюч". Любил этот журнал всей своей ди-джейской (тогда) душой, ездил на птюч-пати в соседние города. Кассирши газетных киосков на вопрос "знаете, что мне сейчас нужно?" (была такая реклама про свежее дыхание), говорили "знаем" и давали свежий номер журнала. С тех пор я сильно изменился. Недавно мне в руки попал старый номер "Птюча". Читал его с недоумением и не понимал, как это вообще могло мне когда-то нравиться... Но не я один такой - Игорь Шулинский, экс-главвред "Птюча" тоже не очень понимает своих прежних пристрастий. Читать его интеревью мне было довольно интересно. Я и в Москву в своё время поехал в надежде устроиться журналистом в "Птюч". Приехал и узнал, что журнал больше не выходит. Это было моё первое московское разочарование. Второе - что Красная площадь маленькая и слегка горбатая ) Зы: Мне почему-то кажется, что чебоксарский клубный промоут