К основному контенту

Как россияне реагируют на финансовый кризис



Исследовательская компания «Ромир» изучила ежедневные расходы россиян. 8520 горожан на протяжении года фиксировали все свои траты. Первые выводы шокируют. Оказалось, что расходы горожан в стране на товары повседневного спроса выросли на 25%, а в Москве - на 40%.

[cut Текст статьи]

Как москвичи реагируют на финансовый кризис

За год траты москвичей выросли на 40%

Социологи подсчитали: всего за год расходы москвичей на продукты, одежду и другие товары повседневного спроса подскочили на 40%. Хотя при этом доходы растут более скромными темпами. На что шикуем и почему живем днем сегодняшним, а не завтрашним, «Комсомолке» рассказали эксперты.

Цены бьют по бедным

Темпы увеличения затрат у разных по доходам россиян ощутимо отличаются. Например, в семьях с доходом до 8 тысяч на каждого члена «ячейки общества» расходы в августе 2008 года поднялись на 6,7% и на 33,5% в целом за год. У более состоятельных россиян с доходом от 8 до 16 тысяч на человека расходы увеличились на 7,7% за месяц и на 43,5% за год. А имеющие жалованье выше 16 тысяч рублей стали больше тратить на 7,4% за август и на 28,2% за год.

- Инфляция в первую очередь бьет по самым бедным категориям населения, - делает вывод генеральный директор «Ромир Панели» Андрей ФЕДОТОВ. - Затраты состоятельного человека, который не привык ограничивать себя в расходах, меняются незначительно. Другая ситуация с россиянами, имеющими совсем маленький и средний заработок.

Последние пытаются угнаться за ценами и удержать достойный уровень жизни. А бедные люди и рады бы тратить больше, да желания не совпадают с возможностями: темпы роста зарплат ниже, чем подъем цен.

На обвальное увеличение расходов повлияли три причины. Первая - доходы россиян поднялись на 20 - 25%. Вторая причина - более весомая - цены выросли еще ощутимее. Так, молоко подорожало минимум на 40%, мясо - от 50% и больше. Ну и третья, как считают эксперты, тоже немаловажная. Ростом трат россияне отвечают на финансовую нестабильность в мире. Вкладывать деньги в акции - опасно, фондовый рынок лихорадит каждый день. Недвижимость - уж больно дорогая. Откладывать деньги в банк? Тоже сомнительно. Всю прибыль от депозита может съесть инфляция. Так что выход один - тратить!

Автопроизводители поумерили аппетиты

Финансовый кризис поставил подножку производителям. Многие компании в начале года строили большие планы на увеличение продаж. Теперь пересматривают прогнозы в сторону уменьшения.

Например, наш автомобильный рынок считается самым перспективным в мире. В некоторые месяцы нынешнего года в России продавали авто даже больше, чем в Германии - европейском лидере продаж. Но в последнее время россияне все реже заходят в автосалоны.

Руководство компании «Тойота» месяц назад планировало, что в будущем году продадут на 15% авто больше, чем в нынешнем. Сейчас говорят лишь о 5%.

- Финансовый кризис в первую очередь ударил по банкам, - говорит аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий КИПА. - На прежних выгодных условиях денег достать финансисты не могут. Поэтому вынуждены поднимать ставки и все более разборчиво отбирать клиентов.

А поскольку добрая половина новых автомобилей расходится в кредит, то ужесточение требований банков больно бьет по кошельку бизнесменов.

Правда, людей со средним и высоким достатком финансовый кризис пугает не сильно. Как заявили корреспонденту «Комсомолки» в одной из туристических компаний, сейчас на редкость ходко расходятся горнолыжные туры на новогодние праздники.

- Люди говорят, что не знают, какой будет финансовая ситуация в семье в ближайшее время, поэтому бронируют отдых заранее, - рассказывает менеджер в бюро путешествий.

- Пока трудно сказать, как повлияет кризис на туристическую индустрию. Но продажи на зиму ожидаются не ниже уровня прошлого года, - осторожно комментируют обстановку в ассоциации туроператоров России АТОР.

А может, лучше все не тратить?

Грамотно распорядиться доходами в условиях кризиса - задача не из простых. Разумеется, если зарплаты хватает лишь в обрез на продукты и одежду, то и голову ломать нечего. Другое дело, если в семье остаются свободные деньги. Что с ними делать?

Одни эксперты советуют жить днем сегодняшним и покупать, что планировали. В противном случае инфляция обесценит сбережения и часть денег попросту сгорит.

Другие эксперты рекомендуют не пороть горячку и не транжирить деньги.

- Потратить деньги - это значит их потерять. Сейчас сбережения лучше всего держать в банке. Мы рекомендуем положить деньги в рублях, долларах и евро на депозиты в один из трех крупнейших банков с госучастием, - рекомендует руководитель консалтинговой компании «Личный Капитал» Владимир САВЕНОК. - Не вздумайте отдавать деньги в мелкие и средние банки до окончания кризи-са - а вдруг именно ваш банк не сможет решить финансовых проблем?

Еще один вариант - вложить деньги в паевые фонды облигаций. Некоторые биржевые аналитики рекомендуют покупать сейчас именно акции российских компаний. Дескать, бери, пока ценные бумаги расходятся по бросовым ценам. Но Владимир Савенок рекомендует не торопиться. Российский фондовый рынок штормит: в один день на оптимистичных новостях из-за океана растет на пару процентов, на другой проседает на 5 - 7%. И рынок пока не показывает устойчивого роста.

Не советует эксперт вкладываться и в «тихую гавань» крупных инвесторов - золото. Испугавшись кризиса, состоятельные люди сейчас действительно покупают желтый металл. Но готов ли новоиспеченный инвестор бесстрастно наблюдать, как цены на унцию драгметалла скачут вверх-вниз на 3 - 5% ежедневно?

- Подозреваю, что это испытание не для простого человека, - сомневается Владимир Савенок.

Александр ЗЮЗЯЕВ

Отсюда[/cut]

Просьба комментировать здесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Накрылась наружка

Банки приостановили операции по счетам ООО «Ньюс Аутдор» — подразделения оператора наружной рекламы News Outdoor Руперта Мердока. По решению налоговиков поступающие на счета средства будут направляться на погашение задолженности компании. В августе стало известно, что Мердок продает рекламный бизнес в России. Американская News Corp. объявила в своем годовом отчете, что продажа крупнейшего в стране оператора наружной рекламы — группы News Outdoor — выходит на финишную прямую. По оценкам экспертов, стоимость News Outdoor вряд ли превышает 400-500 млн долларов. Желание продать российский бизнес медиамагнат Мердок выразил еще в 2008 году. «Чем большего успеха мы добьемся, тем больше шансов, что у нас его украдут. Лучше мы сейчас его продадим», — заявил он тогда в беседе с The Financial Times. Гипертаблоид

О бытовой коррупции и фастфуде

Мэр Москвы предложил полностью ликвидировать городской фастфуд . "Еду с колес" планируется заменить сетями недорогих детских, семейных и молодежных кафе. Эксперты считают, что главный объект атаки, палатки с некачественной восточной кухней изменения вряд ли затронут - их владельцы проявляют поразительную изворотливость - та же шаурма по документам сейчас идёт как "кебаб в лаваше". Меня в Москве не было пару лет, поэтому изменения я замечаю сразу. Палаток с шаурмой и курами-гриль, отравляющих окрестности ароматами жареной тухлятины стало значительно меньше. Это радует. Но, как мне кажется, приличные уличные закусочные хорошо бы сохранить. В стационарных кафе еда значительно дороже, да и встречаются они реже. Иногда и рад бы зайти куда-нибудь, да вокруг одни дорогие кабаки или полное отсутствие каких-либо мест общепита. Вот и приходится есть в "Крошках-картошках". А вообще, Москва - самый яркий образец законодательных нарушений. Вчера сразу в нескольких мест

Шулинский (Птюч) вернулся!

Не знаю, как вы, а я в девяностые годы был постоянным читателем журнала "Птюч". Любил этот журнал всей своей ди-джейской (тогда) душой, ездил на птюч-пати в соседние города. Кассирши газетных киосков на вопрос "знаете, что мне сейчас нужно?" (была такая реклама про свежее дыхание), говорили "знаем" и давали свежий номер журнала. С тех пор я сильно изменился. Недавно мне в руки попал старый номер "Птюча". Читал его с недоумением и не понимал, как это вообще могло мне когда-то нравиться... Но не я один такой - Игорь Шулинский, экс-главвред "Птюча" тоже не очень понимает своих прежних пристрастий. Читать его интеревью мне было довольно интересно. Я и в Москву в своё время поехал в надежде устроиться журналистом в "Птюч". Приехал и узнал, что журнал больше не выходит. Это было моё первое московское разочарование. Второе - что Красная площадь маленькая и слегка горбатая ) Зы: Мне почему-то кажется, что чебоксарский клубный промоут