К основному контенту

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ кризису?

"У меня сложилось стойкое ощущение, что ученые и практики, возможно, просто расходятся в понятиях. Ведь одно и то же слово "кризис" может означать как мучительную предсмертную агонию, так и легкую простуду, которая при правильном лечении быстро пройдет" - так описала свои мысли, навеянные докладами финансовых экспертов, редактор журнала "Свой бизнес"...

[cut Риски финансового кризиса в России]

Кризис будет или нет?

Экономисты бьют тревогу: Россия стоит на пороге страшного кризиса. Практики настроены более оптимистично. Редактор журнала "Свой бизнес" Любовь Ерохина-Кандалинцева попыталась разобраться, кто из них прав, побывав на презентации национального доклада "Риски финансового кризиса в России"

"Все рубли с банковского счета надо срочно снять и купить евро… Нет, пожалуй, евро не спасет. Лучше хранить сбережения в мультивалютной корзине… А может, срочно купить что-нибудь крупное и дорогое - на все деньги?" Эти мысли не давали мне покоя все время, пока Яков Миркин - директор Института финансовых рынков Финансовой академии при Правительстве РФ - зачитывал свой доклад "Риски финансового кризиса в России". Впрочем, ерзала не я одна. Перспективы, нарисованные Миркиным, были одна хуже другой. Во-первых, "порадовало" то, что глобальный кризис уже на подступах к России. Во-вторых, оказалось, что кризис этот многоступенчатый. Даже если нам удастся выдержать его первый легкий натиск в 2008 году, радоваться не стоит. Не успеем отдышаться, как в 2009 году накатит новая, более суровая волна кризиса. А если и эту напасть переживем, то в 2010-2011 годах разразится настоящая буря. И уж она накроет всех с головой.

Сначала, по мнению экономистов, может начаться "импортируемый" кризис. Его суть в следующем. Глобальные инвесторы, обладающие мощными финансовыми ресурсами, обычно вкладывают их в группы стран, сопоставимых по уровню риска. Если в какой-то одной стране происходит потрясение, то капиталы изымаются из всех стран, относящихся к той же группе. Чем это грозит России? Прежде всего, падением цен на АДР (российские акции, обращающиеся на зарубежных биржах) и снижением курса рубля. Кроме того, если события пойдут по этому сценарию, упадет в цене недвижимость, неизбежно начнется банковская паника, произойдет вспышка инфляции, и многие потеряют "все, что нажито непосильным трудом".

Другой источник возможной катастрофы - "спекулятивная атака" глобальных инвесторов, занимающих значительную долю на финансовом рынке отдельной страны. В этом случае события обычно развиваются в такой последовательности: сначала крупные инвесторы разогревают национальные рынки, стимулируя рост цен на акции и недвижимость, и постепенно их стоимость заметно отрывается от реальной. Все игроки это понимают, и на пике спроса любая неприятная новость - решение правительства или центрального банка - трактуется как предвестник падения рыночных индексов. Если такое случается, инвесторы начинают фиксировать прибыли, в массовом порядке продавая активы. Спрос на ценные бумаги и недвижимость падает, и начинается катастрофическая цепная реакция. Банки в массовом порядке требуют погасить ссуды, выданные инвесторам на приобретение недвижимости или ценных бумаг. Но поскольку эти активы обесцениваются, их владельцы не могут расплатиться с банками полностью. Те, в свою очередь, тоже начинают испытывать дефицит денежных средств. В результате падает курс национальной валюты, нарастает инфляция и происходит бегство капиталов из страны. В среднесрочной перспективе, по мнению авторов доклада ""Риски финансового кризиса в России", это тоже возможно.

И, наконец, самый отдаленный и самый неприятный сценарий - это падение цен на нефть и газ. Если в 1994 году доля нефти и газа в экспорте России составляла 37,4%, то в 2006 году она достигла уже 62,8%. Уповать на то, что высокие цены на нефть будут сохраняться всегда, слишком наивно. История уже знала случаи, когда быстрый рост цен на мировом рынке нефти сменялся столь же стремительным падением. Так, снижение с $30,35 за баррель в октябре 1985 года до $10,43 в марте 1986 года стало настоящим шоком для советской экономики. Со временем цены снова выросли. Но в 1998 году рухнули до $11,37. Во многом это связано с тем, что цены на сырьевые товары зависят не только от спроса. Они являются отличным инструментом для спекуляций, поэтому мировые цены на нефть зависят еще и от ожиданий инвесторов. А ожидания эти могут кардинально измениться. Иногда для этого достаточно достоверной информации о новых альтернативных источниках энергии или технологиях энергосбережения. Если произойдет падение мировых цен на нефть и газ, в России возникнет дефицит госбюджета. Государству придется сокращать расходы - в том числе на поддержку экономики. На латание "дыр" в бюджете уйдут все резервы Центробанка РФ. Дефицит ликвидности будет нарастать, и в результате станет неизбежной девальвация рубля - как это было в 1998 году.

"Главная проблема России заключается в том, что наш финансовый рынок слишком сильно зависит от нерезидентов, - заявил Яков Миркин. - Им принадлежит порядка 70% на рынках акций и облигаций. Кроме того, ситуацию осложняет бурный рост внешних заимствований. За прошедшие восемь лет их размер вырос в 10,6 раза в нефинансовом секторе и в 15,9 раза в банковской сфере. Пока в России высоки темпы инфляции - и, соответственно, высоки проценты за кредиты, - предприятия и банки предпочитают брать кредиты за границей, где ставки ниже. Таким образом, мы слишком сильно зависим от потока дешевых денег, струящихся из заграничного финансового "крана". Если на Западе начнется банковский кризис, то кредиты придется искать внутри страны. Но так как инфляция будет нарастать, деньги будут давать только под большие проценты. Чтобы "потянуть" такой кредит, предприятиям придется повышать цены… А это будет приводить к новым виткам инфляции. Получается замкнутый круг". Бороться с этим, по мнению Миркина, можно только одним способом: замещать внешние ресурсы внутренними - то есть средствами Центробанка. Причем уже сегодня необходимо создавать антикризисный центр для мониторинга ситуации и разработки плана чрезвычайных действий.

А что же делать обычным предпринимателям? Ждать, пока "наверху" начнут решать эти проблемы? Лично мне понравился конкретный совет заместителя председателя правления Центробанка Константина Онищенко: "Долгое время существовала такая модель бизнеса - набрать внешних кредитов, размножить различного рода инфраструктуры своего бизнеса, а потом выйти на IPO. Такая модель сейчас оказывается весьма проблемной. Сегодня на российском рынке в наиболее выгодном положении те компании и банки, которые сохранили классическую форму ведения бизнеса, а не пошли по пути работы с длинным кредитным плечом. Отсюда мораль: чтобы вести свой бизнес, поддерживать его и развивать, нужно аккуратно управлять рисками, чтобы они не выходили за разумные пределы. Для таких структур я не вижу никаких серьезных угроз…"

Проще говоря, занимать деньги надо с умом, адекватно оценивая свои перспективы и возможности. И параллельно повышать производительность труда. Компаниям, которые займутся этим серьезно, кризис пойдет только на пользу. "Так как приходит понимание того, что не надо зависеть только от внешних источников, мы можем войти в кризис в одном качестве - финансово неразвитой страны. А выйти из него - в другом. Москва вполне может стать международным финансовым центром", - говорил на конференции в Финакадемии президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Доклады других практиков, участвовавших в мероприятии, звучали столь же оптимистично и радовали меня все больше. Во всяком случае, снимать рубли с депозита мне уже не хотелось. "Кризис на финансовом рынке - явление не чрезвычайное и не редкое, - говорил Владимир Миловидов, глава Федеральной службы по финансовым рынкам. - Сколько существует рыночная экономика, столько в ней и происходят кризисы, спады, подъемы, депрессии и другие явления. Если вспомнить историю, то практически после каждого кризиса мировая экономика становится окрепшей и способной на более качественный рост. Аналитики называют цифры возможных потерь от кризиса - от $0,6 трлн. до $1 трлн. Для мировой экономики они незначительны - это меньше 10% от объема финансового капитала, который вращается только в США. Там уже разорился один банк, второй, третий… И разве от этого произошла катастрофа национального масштаба? Все эти банки работают - они просто сменили владельцев".

"Нельзя рисовать страшилки! Если мы будем постоянно говорить об угрозах, которые нависли над нами, то эта идея может самореализоваться. Ведь наши инвесторы поддаются панике при наличии малейших признаков кризиса и не всегда адекватно реагируют на возникающую ситуацию, - отметил Владимир Дмитриев, председатель Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк). - Россия давно является частью глобальной экономики. Поэтому все, что происходит вне страны, не может не отражаться на наших реалиях. Но все показатели - рост экономики, профицит бюджета, золотовалютные резервы, солидные ресурсы, накопленные в резервном фонде, - позволяют говорить, что наша страна отнюдь не "ослабленный больной", который может быть легко заражен "инфекцией", поразившей западные рынки".

В общем, к концу мероприятия у меня сложилось стойкое ощущение, что ученые и практики, возможно, просто расходятся в понятиях. Ведь одно и то же слово "кризис" может означать как мучительную предсмертную агонию, так и легкую простуду, которая при правильном лечении быстро пройдет. А те, кто заранее подумал о профилактике, только укрепят иммунитет и станут еще сильнее, заняв места менее дальновидных и неэффективных конкурентов. В общем, кризис будет! Или нет?

Главный экономист УК "Финам менеджмент" Александр Осин ответил на вопросы редакции "Своего бизнеса" на тему: Как экономический кризис и меры государства по его преодолению скажутся на развитии предпринимательства в России. Прочитать и обсудить материал можно на сайте журнала "Свой бизнес".[/cut]

Просьба комментировать здесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Накрылась наружка

Банки приостановили операции по счетам ООО «Ньюс Аутдор» — подразделения оператора наружной рекламы News Outdoor Руперта Мердока. По решению налоговиков поступающие на счета средства будут направляться на погашение задолженности компании. В августе стало известно, что Мердок продает рекламный бизнес в России. Американская News Corp. объявила в своем годовом отчете, что продажа крупнейшего в стране оператора наружной рекламы — группы News Outdoor — выходит на финишную прямую. По оценкам экспертов, стоимость News Outdoor вряд ли превышает 400-500 млн долларов. Желание продать российский бизнес медиамагнат Мердок выразил еще в 2008 году. «Чем большего успеха мы добьемся, тем больше шансов, что у нас его украдут. Лучше мы сейчас его продадим», — заявил он тогда в беседе с The Financial Times. Гипертаблоид

О бытовой коррупции и фастфуде

Мэр Москвы предложил полностью ликвидировать городской фастфуд . "Еду с колес" планируется заменить сетями недорогих детских, семейных и молодежных кафе. Эксперты считают, что главный объект атаки, палатки с некачественной восточной кухней изменения вряд ли затронут - их владельцы проявляют поразительную изворотливость - та же шаурма по документам сейчас идёт как "кебаб в лаваше". Меня в Москве не было пару лет, поэтому изменения я замечаю сразу. Палаток с шаурмой и курами-гриль, отравляющих окрестности ароматами жареной тухлятины стало значительно меньше. Это радует. Но, как мне кажется, приличные уличные закусочные хорошо бы сохранить. В стационарных кафе еда значительно дороже, да и встречаются они реже. Иногда и рад бы зайти куда-нибудь, да вокруг одни дорогие кабаки или полное отсутствие каких-либо мест общепита. Вот и приходится есть в "Крошках-картошках". А вообще, Москва - самый яркий образец законодательных нарушений. Вчера сразу в нескольких мест

Шулинский (Птюч) вернулся!

Не знаю, как вы, а я в девяностые годы был постоянным читателем журнала "Птюч". Любил этот журнал всей своей ди-джейской (тогда) душой, ездил на птюч-пати в соседние города. Кассирши газетных киосков на вопрос "знаете, что мне сейчас нужно?" (была такая реклама про свежее дыхание), говорили "знаем" и давали свежий номер журнала. С тех пор я сильно изменился. Недавно мне в руки попал старый номер "Птюча". Читал его с недоумением и не понимал, как это вообще могло мне когда-то нравиться... Но не я один такой - Игорь Шулинский, экс-главвред "Птюча" тоже не очень понимает своих прежних пристрастий. Читать его интеревью мне было довольно интересно. Я и в Москву в своё время поехал в надежде устроиться журналистом в "Птюч". Приехал и узнал, что журнал больше не выходит. Это было моё первое московское разочарование. Второе - что Красная площадь маленькая и слегка горбатая ) Зы: Мне почему-то кажется, что чебоксарский клубный промоут