К основному контенту

Мой относительно свежий материал о коучинге

КОучиться никогда не поздно



В жизни каждого человека бывают моменты, когда необходимо принять судьбоносное решение. Как правило, мы с самого начала знаем правильный ответ, но начинаем изнурять себя бесчисленными раздумьями: нам мешают эмоции. Дабы не забуксовать на ровном месте и не застрять на рифах собственного воображения, есть смысл обратиться к коучу – пусть на время возьмет вас на буксир.

Быстрее! Выше! Сильнее!

Тимоти Голви (Timothy Gallwey), один из основоположников коучинга, определил его как "раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, но помогает учиться".

До того, как данная методика привлекла внимание бизнес-тренеров и консультантов, она использовалась для описания технологий работы западных спортивных тренеров (от англ. сoach – тренер). В результате особых методик преодоления возможностей духа и тела подопечные тренеров добивались фантастических результатов.

Коучинг – один из наиболее эффективных методов активизации потенциала человека как в бизнесе, так и в личной жизни – вобрал в себя лучшие достижения методов своих предшественников: психологического консультирования, наставничества, бизнес-тренингов и т.д. И если до последнего времени услугами коучей пользовались большей частью топ-менеджеры, то с недавних пор коучинг стал доступен и офисному планктону.

[cut Читать статью полностью]В качестве услуги для бизнеса коучинг по-прежнему является экзотическим фруктом. Нередко даже топ-менеджеры крупнейших компаний не могут связно объяснить, что это за зверь. Причина в том, что спрос на коучинг пока еще только формируется.

О российском рынке коучинга говорить пока рано. Общеизвестные стандарты и критерии выбора коучей с учетом российских реалий пока еще не разработаны – каждый действует на свой страх и риск.

К коучам чаще всего обращаются люди, добившиеся в жизни многого, но планирующие при этом развить свой успех. Причины обращений самые разнообразные: людьми движет как желание повысить качество своей жизни и личную эффективность, так и стремление решить какие-либо конкретные задачи. Для этого коучинг подходит как нельзя лучше.

Сергей Голубков, руководитель Дирекции контроля качества клиентского сервиса УРАЛСИБ | БАНК 121:

– Для выпускника вуза или молодого специалиста коучинг может быть крайне полезен как инструмент профориентации. В ходе сессий коучинга с помощью специальных методик выявляются склонности и ожидания выпускника от профессии, которые сопоставляются с характеристиками профессий. Таким образом, получается некий индивидуально выверенный рейтинг предпочитаемых профессий, по поводу которых дальше ведется разговор с точки зрения стратегий "попадания" в одну или несколько из них.



Зеркало для ума

Коучинг – это своего рода зеркало для ума. Как с помощью зеркала мы можем привести в порядок свой внешний вид, так с помощью коучинга мы можем привести в порядок то, что находится в нашем уме, разложить все "по полочкам", найти что-то новое, то, что позволит взглянуть на ситуацию иначе, найти наиболее эффективное решение.

Конечным результатом коучинга является повышение эффективности жизни клиента: достижение им определенных успехов в бизнесе или каких-либо жизненных целей. При этом (в случае успеха) целей достигает сам клиент, коуч только содействует ему в этом. Это напоминает ситуацию в спорте: футбольный тренер не может сам выйти на поле, забить мяч и выиграть матч. Его задача – помочь игрокам реализовать свои возможности: научиться забивать мячи и выигрывать.

Основная цель коучинговых сессий – отделить зерна от плевел, отделить реальные задачи от ложных. Умение это делать и определяет, как правило, действительную квалификацию коуча. Если бы клиент с самого начала точно знал, что необходимо изменить, услуги коуча ему были бы ни к чему.

Первоначальные планы клиента в большинстве случаев отличаются от того, над чем будет вестись работа в дальнейшем, если она вообще состоится (может быть и такое, что в результате прояснения заказа клиент решит, что у него нет реальной необходимости работать с коучем).

Сергей Голубков:

– Специалисты часто используют упражнение, которое позволяет осознать – то, чего мы изначально желаем и то, что нам на самом деле нужно, не одно и то же. Участникам эксперимента последовательно задают три вопроса: какими вам важно стать, что для этого надо иметь и что для этого нужно сделать. После чего просят записать ответы на отдельных листах. Ответы обычно не отличаются разнообразием. На первый вопрос люди обычно отвечают, что им важно быть счастливыми, открытыми, радостными, умными, добрыми, щедрыми и т.п. Отвечая на второй вопрос, говорят, что для этого им нужны знания, воля, связи, друзья, хорошая работа, деньги, власть и т.п. На последний – что для этого им необходимо научиться держать удар, купить машину, квартиру, создать имидж, управлять эмоциями, манипулировать людьми и т.п.

После того, как участники эксперимента завершают все три списка ответов, коучи просят сравнить первый список с третьим. В абсолютном большинстве случаев участники испытывают состояние легкого шока, когда видят несовместимость ответов на вопросы.




Мыслим шире

Клиент определяет тему каждой коуч-сессии, формулирует свою задачу на эту сессию и ожидаемые результаты. Коуч, исходя из запроса клиента, задает вопросы, отвечая на которые, клиент сам находит решение своей задачи. Вопросы коуча помогают человеку четко сформулировать все аспекты решаемой задачи, увидеть ее в новом ракурсе и найти оптимальное решение, которое зачастую обнаруживается совсем не там, где его искали.

Нередко вопросы коуча помогают клиенту раскрыть в себе новые возможности, о которых тот порой и не подозревал. В итоге клиент не только находит наиболее подходящее для себя решение задачи, но и получает гораздо больше возможностей для решения практически любых жизненных задач, которые могут ему встретиться.

Коучинг во многом похож на индивидуальные тренировки: вам помогают придать вашей жизни ту форму, которую вы хотите. "Тренер" помогает вам быстрее найти ответы на важные для вас вопросы и оптимальным образом воплотить их в жизнь. Специалист не просто задает вопросы. Он спрашивает, дает обратную связь и помогает клиенту найти ответы на такие вопросы, которых тот еще не задавал или не хотел себе задать. То есть второй главной задачей коуча является расширение круга перспектив.

Коучинг преодолевает торможение клиента, предлагая ему стимулирующие вопросы. Если вы испытываете затруднение в достижении результата, это значит, что вас одолевают сомнения типа "а действительно ли мне нужен этот результат?" или "вряд ли у меня есть способности для этого". Эти сомнения создают у вас своего рода транс, препятствующий продуктивному мышлению. Коуч владеет техниками вывода из трансов неуверенности и пассивности посредством различных упражнений и все тех же вопросов.
Жизнь и бизнес

Принято разделять коучинг на бизнес-коучинг и лайф-коучинг. Конечно, деление это условно. Лайф-коучинг преследует цель наиболее полной самореализации человека в жизни, определение им жизненных приоритетов и достижение поставленных задач. При этом не важно, в какой области жизни лежат эти задачи: бизнес, карьера, личная жизнь или что-то другое. Важно только то, чтобы человек действительно хотел позитивных изменений.

В отличие от лайф-коучинга, в бизнес-коучинге действия "тренера" четко ограничиваются рамками решения конкретных бизнес-задач: определение стратегии компании, выработка плана развития и создания команды, мотивация персонала, подбор, подготовка и обучение кадров, увеличение объема продаж, устранения конфликтов в коллективе и т.д.

Но обычно технологию коучинга применяют для максимального использования возможностей и внутреннего потенциала сотрудников в интересах бизнеса. При этом можно смело сказать, что коучинг – это наиболее эффективный на сегодняшний день стиль управления персоналом.

Сергей Голубков:

– Граница между лайф- и бизнес-коучингом весьма размыта. Но поскольку лайф-коучинг имеет дело с более широкими жизненными контекстами, в нем большее значение имеет внимание к ценностям и мировоззрению клиента, он более философичен. Бизнес-коучинг более прагматично ориентирован: иногда для достижения результата лучше "не ворошить улей" неэффективных убеждений клиента (по крайней мере, по поры до времени), поскольку это потребует более глубинной и, соответственно, более длительной работы. С этой точки зрения такой "локальный" коучинг, конечно, менее интересен, но именно он часто является отправной точкой для продолжения сотрудничества с клиентом уже в решении более масштабных и глубинных задач.

Цель оправдывает средства

Коучинг прежде всего необходим тем, кто хочет позитивных изменений в своей жизни и готов приложить к этому все необходимые усилия. Тем, кто хочет максимально полно реализовать в жизни свой внутренний потенциал. Тем, кто хочет стать куда более успешным в бизнесе и жизни, сделать свою жизнь более насыщенной и интересной.

Коучинг – удовольствие не из дешевых, но оно того стоит. Вы не только определитесь с направлением своей будущей деятельности, но и убедитесь в правильном выборе пути, зарядитесь положительной энергией для воплощения в жизнь своих идей.

Коучи – те же феи. Только без волшебной палочки. Волшебный эффект будет иметь ваше желание изменить жизнь к лучшему, направленное коучем в правильном направлении и… деньги. Все получится. Проверено на себе.

© Александр Удиков

Опубликовано здесь

Другие статьи автора

Внимание! Перепечатка материалов этого блога в СМИ, блогах и на форумах возможна только с (активной) ссылкой на мой блог -
info
udikov
(или http://udikov.livejournal.com)[/cut]

Просьба комментировать здесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Накрылась наружка

Банки приостановили операции по счетам ООО «Ньюс Аутдор» — подразделения оператора наружной рекламы News Outdoor Руперта Мердока. По решению налоговиков поступающие на счета средства будут направляться на погашение задолженности компании. В августе стало известно, что Мердок продает рекламный бизнес в России. Американская News Corp. объявила в своем годовом отчете, что продажа крупнейшего в стране оператора наружной рекламы — группы News Outdoor — выходит на финишную прямую. По оценкам экспертов, стоимость News Outdoor вряд ли превышает 400-500 млн долларов. Желание продать российский бизнес медиамагнат Мердок выразил еще в 2008 году. «Чем большего успеха мы добьемся, тем больше шансов, что у нас его украдут. Лучше мы сейчас его продадим», — заявил он тогда в беседе с The Financial Times. Гипертаблоид

О бытовой коррупции и фастфуде

Мэр Москвы предложил полностью ликвидировать городской фастфуд . "Еду с колес" планируется заменить сетями недорогих детских, семейных и молодежных кафе. Эксперты считают, что главный объект атаки, палатки с некачественной восточной кухней изменения вряд ли затронут - их владельцы проявляют поразительную изворотливость - та же шаурма по документам сейчас идёт как "кебаб в лаваше". Меня в Москве не было пару лет, поэтому изменения я замечаю сразу. Палаток с шаурмой и курами-гриль, отравляющих окрестности ароматами жареной тухлятины стало значительно меньше. Это радует. Но, как мне кажется, приличные уличные закусочные хорошо бы сохранить. В стационарных кафе еда значительно дороже, да и встречаются они реже. Иногда и рад бы зайти куда-нибудь, да вокруг одни дорогие кабаки или полное отсутствие каких-либо мест общепита. Вот и приходится есть в "Крошках-картошках". А вообще, Москва - самый яркий образец законодательных нарушений. Вчера сразу в нескольких мест

Шулинский (Птюч) вернулся!

Не знаю, как вы, а я в девяностые годы был постоянным читателем журнала "Птюч". Любил этот журнал всей своей ди-джейской (тогда) душой, ездил на птюч-пати в соседние города. Кассирши газетных киосков на вопрос "знаете, что мне сейчас нужно?" (была такая реклама про свежее дыхание), говорили "знаем" и давали свежий номер журнала. С тех пор я сильно изменился. Недавно мне в руки попал старый номер "Птюча". Читал его с недоумением и не понимал, как это вообще могло мне когда-то нравиться... Но не я один такой - Игорь Шулинский, экс-главвред "Птюча" тоже не очень понимает своих прежних пристрастий. Читать его интеревью мне было довольно интересно. Я и в Москву в своё время поехал в надежде устроиться журналистом в "Птюч". Приехал и узнал, что журнал больше не выходит. Это было моё первое московское разочарование. Второе - что Красная площадь маленькая и слегка горбатая ) Зы: Мне почему-то кажется, что чебоксарский клубный промоут