nastalgi навёл на замечательную рецензию
zina_korzina:
"Стиляги" - фильм-гротеск: о пятидесятых глазами "восьмидесятника".
- Вам доводилось смотреть фильм, который сумел бы Вам понравиться при том, что Вам оказалась чужда и противна основная его "мораль"? А вот у меня вчера такой фильм появился и название тому - "СТИЛЯГИ". На меня сложно произвести впечатление, в принципе. Последний раз меня "торкнуло" от фильма "Барри Линдон" Стенли Кубрика, который я смотрела в прошлом году. Я не скажу, что "Стиляги" В.Тодоровского могут быть приравнены к вещам Кубрика или, скажем, Антониони, однако, лично мне показалось, что в картине присутствует мощная положительная энергетика, без которой произведения получаются чем-нибудь, вроде сериала "Пером и шпагой".
Фильм В.Тодоровского - это фильм-гротеск. Авторы намеренно искажают реальность 1950-х и создают атмосферу песен группы "Браво". Это уже не Москва времён начала Оттепели, это пространство песен "Московский бит" и "Вася - стиляга из Москвы". Так что "этнографам" на фильме делать нечего.
[cut Читать рецензию]
Гротесковость, доведённая до абсурда, видна во всём - в чрезмерной обшарпанности и перенаселённости коммуналок, в яркости стиляжных одежд, в самих манерах стильной молодёжи. Забавно, что мальчики-стиляги в причёске и телодвижениях подражают Элвису, который в 1955 году только начал раскручиваться. А, может, это Элвис подражал Васе - стиляге из Москвы???! Стилягам с их зелёными штанами противостоят серые толпы. Причём, авторы намеренно обрядили советских граждан в серые одежды разных оттенков.
Здесь, видимо, сыграла роль фраза из книги Виктора Славкина "Памятник неизвестному стиляге": "Они бросили вызов серо-суконному, прокисшему советскому быту". С другой стороны, вспоминаются "серые" из "Трудно быть Богом" братьев Стругацких.
На деле, советская толпа была только наполовину серой - серо-сине-чёрные костюмы носили мужчины, женщины же предпочитали яркие ситчики, потому что на нежный крепдешин у них не было денег, да и достать его было невозможно.
Если вкратце, сюжет фильма таков: комсомолец по имени Мэлс (Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин) участвует в облавах на стиляг и вот во время одной такой акции Судьба сталкивает его с девушкой Полиной по прозвищу Польза. Ради того, чтобы встречаться с ней, Мэлс становится стилягой - покупает у фарцовщика вещи, учится танцевать "атомным стилем", общается с чуждыми ему, по сути, людьми, которые, впрочем, теперь кажутся гораздо более живыми, чем его бывшие друзья-комсомольцы. Мэлс с огромным трудом приобретает запрещённый саксофон и учится в него дудеть.
В конечном итоге, Мэлс делает Пользе предложение, ибо она - беременна. "Это не твой ребёнок", - говорит Польза, но Мэлсу всё равно - он слишком влюблён. В общем, молодая жена рожает...негритёнка, но папа Мэлса (дедушка), насмотревшийся в юности фильма "Цирк", пугается только в первую минуту, ибо потом он кричит: "Наш! Богатырь!" Самая удачная и самая сильная сцена, на мой взгляд, это - сцена разговора Мэлса с молодым дипломатом Федей - бывшим стилягой.
"Там нет стиляг, Мэлс", - говорит Федя и демонстрирует "типичный американский стиль" - серые, серейшие вещи.
Кстати, именно в середине 1950-х стиляги осознали бессмысленность китча и сменили оранжевые галстуки и зелёные пиджаки на серо-бежевые добротные вещи. Это, кстати, отражено в мемуарах саксофониста Алексея Козлова "Козёл на саксе"...
Фильм "Стиляги" был, видимо, сделан в рассчёте на поколение 30-45-летних. Поколение реальных стиляг (им сейчас по 70 лет) не поймут юмора - это не их мир. 20-летние тоже вряд ли узнают, что за музыка играет на протяжении всего фильма.
Доводя свой гротеск до высшей стадии, авторы включили в фильм песни групп "Браво", "Секрет", "Кино" и "Наутилус", только с другими словами. Одна лишь песня - "Человек и кошка" группы "Ноль" звучит в первозданном варианте. Иначе говоря, это фантазия человека 80-х, в фильме ощущается именно грусть по перестроечной шальной эпохе, а не по стиляжным 50-м. Этот фильм будет совершенно непонятен в Европе и в Америке. И вот это разочарование: "В Америке-то нет стиляг" - это разочарование моего поколения. Оказалось, что киношная (вернее - видюшная) Америка - это не "Мальчишник" и не "Красотка".
Что же вызвало мой протест? Финальная сцена, когда стиляга Мэлс "переносится" в современность и идёт в толпе панков, рокеров, парнишек с дрэдами и готок в чёрных чулочках. Когда-то "Наутилус" пел, как страшна толпа цвета хаки... Нет, господа. Толпой цвета хаки можно управлять, она слушает команды и не способна сеять хаос. Нонконформизм хорош, когда он не воинствен. Когда же тупо прёт толпа нонконформистов (а они частенько бывают агрессиными), ты предпочтёшь иметь дело с толпой цвета хаки.
- ССЫЛКА ПО ТЕМЕ.
- РОЛИК О СТИЛЯГАХ И ФАРЦОВЩИКАХ 1950-Х.
- [/cut]
Просьба комментировать здесь
Комментарии