К основному контенту

Для тех, кто ничего не понял


info
nastalgi
навёл на замечательную рецензию
info
zina_korzina
:

"Стиляги" - фильм-гротеск: о пятидесятых глазами "восьмидесятника".
  • Вам доводилось смотреть фильм, который сумел бы Вам понравиться при том, что Вам оказалась чужда и противна основная его "мораль"? А вот у меня вчера такой фильм появился и название тому - "СТИЛЯГИ". На меня сложно произвести впечатление, в принципе. Последний раз меня "торкнуло" от фильма "Барри Линдон" Стенли Кубрика, который я смотрела в прошлом году. Я не скажу, что "Стиляги" В.Тодоровского могут быть приравнены к вещам Кубрика или, скажем, Антониони, однако, лично мне показалось, что в картине присутствует мощная положительная энергетика, без которой произведения получаются чем-нибудь, вроде сериала "Пером и шпагой".



    Фильм В.Тодоровского - это фильм-гротеск. Авторы намеренно искажают реальность 1950-х и создают атмосферу песен группы "Браво". Это уже не Москва времён начала Оттепели, это пространство песен "Московский бит" и "Вася - стиляга из Москвы". Так что "этнографам" на фильме делать нечего.

    [cut Читать рецензию]

    Гротесковость, доведённая до абсурда, видна во всём - в чрезмерной обшарпанности и перенаселённости коммуналок, в яркости стиляжных одежд, в самих манерах стильной молодёжи. Забавно, что мальчики-стиляги в причёске и телодвижениях подражают Элвису, который в 1955 году только начал раскручиваться. А, может, это Элвис подражал Васе - стиляге из Москвы???! Стилягам с их зелёными штанами противостоят серые толпы. Причём, авторы намеренно обрядили советских граждан в серые одежды разных оттенков.



    Здесь, видимо, сыграла роль фраза из книги Виктора Славкина "Памятник неизвестному стиляге": "Они бросили вызов серо-суконному, прокисшему советскому быту". С другой стороны, вспоминаются "серые" из "Трудно быть Богом" братьев Стругацких.
    На деле, советская толпа была только наполовину серой - серо-сине-чёрные костюмы носили мужчины, женщины же предпочитали яркие ситчики, потому что на нежный крепдешин у них не было денег, да и достать его было невозможно.



    Если вкратце, сюжет фильма таков: комсомолец по имени Мэлс (Маркс-Энгельс-Ленин-Сталин) участвует в облавах на стиляг и вот во время одной такой акции Судьба сталкивает его с девушкой Полиной по прозвищу Польза. Ради того, чтобы встречаться с ней, Мэлс становится стилягой - покупает у фарцовщика вещи, учится танцевать "атомным стилем", общается с чуждыми ему, по сути, людьми, которые, впрочем, теперь кажутся гораздо более живыми, чем его бывшие друзья-комсомольцы. Мэлс с огромным трудом приобретает запрещённый саксофон и учится в него дудеть.



    В конечном итоге, Мэлс делает Пользе предложение, ибо она - беременна. "Это не твой ребёнок", - говорит Польза, но Мэлсу всё равно - он слишком влюблён. В общем, молодая жена рожает...негритёнка, но папа Мэлса (дедушка), насмотревшийся в юности фильма "Цирк", пугается только в первую минуту, ибо потом он кричит: "Наш! Богатырь!" Самая удачная и самая сильная сцена, на мой взгляд, это - сцена разговора Мэлса с молодым дипломатом Федей - бывшим стилягой.
    "Там нет стиляг, Мэлс", - говорит Федя и демонстрирует "типичный американский стиль" - серые, серейшие вещи.



    Кстати, именно в середине 1950-х стиляги осознали бессмысленность китча и сменили оранжевые галстуки и зелёные пиджаки на серо-бежевые добротные вещи. Это, кстати, отражено в мемуарах саксофониста Алексея Козлова "Козёл на саксе"...
    Фильм "Стиляги" был, видимо, сделан в рассчёте на поколение 30-45-летних. Поколение реальных стиляг (им сейчас по 70 лет) не поймут юмора - это не их мир. 20-летние тоже вряд ли узнают, что за музыка играет на протяжении всего фильма.



    Доводя свой гротеск до высшей стадии, авторы включили в фильм песни групп "Браво", "Секрет", "Кино" и "Наутилус", только с другими словами. Одна лишь песня - "Человек и кошка" группы "Ноль" звучит в первозданном варианте. Иначе говоря, это фантазия человека 80-х, в фильме ощущается именно грусть по перестроечной шальной эпохе, а не по стиляжным 50-м. Этот фильм будет совершенно непонятен в Европе и в Америке. И вот это разочарование: "В Америке-то нет стиляг" - это разочарование моего поколения. Оказалось, что киношная (вернее - видюшная) Америка - это не "Мальчишник" и не "Красотка".



    Что же вызвало мой протест? Финальная сцена, когда стиляга Мэлс "переносится" в современность и идёт в толпе панков, рокеров, парнишек с дрэдами и готок в чёрных чулочках. Когда-то "Наутилус" пел, как страшна толпа цвета хаки... Нет, господа. Толпой цвета хаки можно управлять, она слушает команды и не способна сеять хаос. Нонконформизм хорош, когда он не воинствен. Когда же тупо прёт толпа нонконформистов (а они частенько бывают агрессиными), ты предпочтёшь иметь дело с толпой цвета хаки.



  • ССЫЛКА ПО ТЕМЕ.

  • РОЛИК О СТИЛЯГАХ И ФАРЦОВЩИКАХ 1950-Х.
    [/cut]


Просьба комментировать здесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Накрылась наружка

Банки приостановили операции по счетам ООО «Ньюс Аутдор» — подразделения оператора наружной рекламы News Outdoor Руперта Мердока. По решению налоговиков поступающие на счета средства будут направляться на погашение задолженности компании. В августе стало известно, что Мердок продает рекламный бизнес в России. Американская News Corp. объявила в своем годовом отчете, что продажа крупнейшего в стране оператора наружной рекламы — группы News Outdoor — выходит на финишную прямую. По оценкам экспертов, стоимость News Outdoor вряд ли превышает 400-500 млн долларов. Желание продать российский бизнес медиамагнат Мердок выразил еще в 2008 году. «Чем большего успеха мы добьемся, тем больше шансов, что у нас его украдут. Лучше мы сейчас его продадим», — заявил он тогда в беседе с The Financial Times. Гипертаблоид

О бытовой коррупции и фастфуде

Мэр Москвы предложил полностью ликвидировать городской фастфуд . "Еду с колес" планируется заменить сетями недорогих детских, семейных и молодежных кафе. Эксперты считают, что главный объект атаки, палатки с некачественной восточной кухней изменения вряд ли затронут - их владельцы проявляют поразительную изворотливость - та же шаурма по документам сейчас идёт как "кебаб в лаваше". Меня в Москве не было пару лет, поэтому изменения я замечаю сразу. Палаток с шаурмой и курами-гриль, отравляющих окрестности ароматами жареной тухлятины стало значительно меньше. Это радует. Но, как мне кажется, приличные уличные закусочные хорошо бы сохранить. В стационарных кафе еда значительно дороже, да и встречаются они реже. Иногда и рад бы зайти куда-нибудь, да вокруг одни дорогие кабаки или полное отсутствие каких-либо мест общепита. Вот и приходится есть в "Крошках-картошках". А вообще, Москва - самый яркий образец законодательных нарушений. Вчера сразу в нескольких мест

Шулинский (Птюч) вернулся!

Не знаю, как вы, а я в девяностые годы был постоянным читателем журнала "Птюч". Любил этот журнал всей своей ди-джейской (тогда) душой, ездил на птюч-пати в соседние города. Кассирши газетных киосков на вопрос "знаете, что мне сейчас нужно?" (была такая реклама про свежее дыхание), говорили "знаем" и давали свежий номер журнала. С тех пор я сильно изменился. Недавно мне в руки попал старый номер "Птюча". Читал его с недоумением и не понимал, как это вообще могло мне когда-то нравиться... Но не я один такой - Игорь Шулинский, экс-главвред "Птюча" тоже не очень понимает своих прежних пристрастий. Читать его интеревью мне было довольно интересно. Я и в Москву в своё время поехал в надежде устроиться журналистом в "Птюч". Приехал и узнал, что журнал больше не выходит. Это было моё первое московское разочарование. Второе - что Красная площадь маленькая и слегка горбатая ) Зы: Мне почему-то кажется, что чебоксарский клубный промоут