К основному контенту

Площадь Тверская Застава



info
vpdesign
в

[cut О площади]Пло́щадь Тверска́я Заста́ва (после 1834 также площадь Новых Триумфальных Ворот, 1932—1990 — площадь Белорусского вокзала, включая пл. Новых Триумфальных ворот, Брестский пер. и Брестский проезд) — площадь на границе Центрального и Северного административных округов Москвы. Разделяет 1-ю Тверскую-Ямскую улицу и Ленинградский проспект. На площади находятся Белорусский вокзал, станции метро «Белорусская» Кольцевой линии и «Белорусская» Замоскворецкой линии, Тверской путепровод.

Территория площади и фрагменты прилегающих кварталов включены в охранную зону объектов культурного наследия, отдельные здания получили статус памятников.

Происхождение названия

Название XVIII века дано по заставе (два обелиска с кордегардией и шлагбаумом), которой заканчивалась главная улица Тверской-Ямской слобод.

История

Была образована в 1742 году, при строительстве Тверской заставы Камер-Коллежского вала. К воротам примыкают Грузинский вал и Бутырский вал. Позже строятся типовые симметричные кордегардии (караульни).

В 1814 году на площади строится деревянная арка для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Западной Европы после победы над французским войсками.

В 1827—1834 годах архитектор Осип Бове воздвигает на площади Новые Триумфальные ворота (старые триумфальные ворота располагались на Триумфальной площади). Площадь стала называться площадью Новых Триумфальных Ворот.

В XIX веке сносятся укрепления Камер-Коллежского вала, около площади строятся дешёвые доходные дома с лавками, трактирами и мастерскими на первых этажах.

19 сентября 1870 года происходит торжественное открытие Смоленского вокзала (сейчас известен как Белорусский), ставшего шестым в Москве.

В 1872 году открыто регулярное движение конки от Иверской часовни (площадь Революции) до Тверской заставы.

В 1899 году открылось движение электрического трамвая от вокзала до Петровского путевого дворца, позднее на площади устраивается трамвайный круг.

15 мая 1910 года на месте старого вокзала открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор И. И. Струков.

С 1904 по 1912 год Струков также строит Тверской путепровод через железную дорогу.

В 1914 году на территории примыкающего к площади со стороны Бутырского вала квартала по проекту А. М. Гуржиенко начинается строительство старообрядческого храма.

В 1936 году, согласно концепциии Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади. Были разобраны кордегардии и Триумфальные ворота, последние планировалось вновь установить после завершения реконструкции площади, но сделано этого не было, только в 1968 году арка была воссоздана у Поклонной горы. Площадь переименована в площадь Белорусского Вокзала.

В 1950-х годах на месте разобранного строительного квартала был разбит сквер, в центре которого был установлен памятник Максиму Горькому.

В 1990 году площади возвращено название Тверская Застава. Площадь застраивается множеством торговых ларьков.

В 2002 году проводится конкурс на проект реконструкции площади.

В 2007 году началась реконструкция площади, строительство подземного торгового центра и парковки. Инвестор строительства — «Автостоянка Тверская застава», заказчик — «Стройинком К». Объём инвестиций — около 300 млн долларов. Проектировщики — ГУП «Мосинжпроект» и мастерская № 19 «Моспроекта-2» под руководством Александра Асадова.

Здания и сооружения

* Белорусский вокзал — объект культурного наследия регионального значения
* Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы (Заставный пер., д. 3/8, стр. 1 или Бутырский вал, д. 8/3, стр. 1) — объект культурного наследия федерального значения
* Тверской путепровод — ожидается присвоение статуса вновь выявленного объекта культурного наследия

Объекты, имеющие статус вновь выявленного объекта культурного наследия

* Наземный вестибюль станции «Белорусская» Московского метрополитена Кольцевой линии. Возведён в 1952 году, архитекторы: Быкова Н. А., Марова А. А., Таранов И. Г., Абрамова З. Ф., Татаржинская Я. В., художник Опрышко Г. И., скульптор Орлов С. М., Рабинович С. М., Слоним И. А.
* Наземный вестибюль станции «Белорусская» Московского метрополитена Замоскворецкой линии. Возведён в 1938 году, архитекторы Андриканис Н. Н., Быкова Н. А., инженер-конструктор Дмитриев В. И.
* Дом купца Шерупенкова (Лесная ул., д.1/2), построен в 1870-е годах. В 1890-х годах в доме располагалось размещалось Миусское городское начальное училище. Имеет статус
* Жилой дом 1939 г., арх. М. И. Синявский (Тверская-Ямская 1-я ул., д.36)

Отсюда[/cut]

Зы: Что-то страшно мне за наши "объекты культурного наследия" ...

Просьба комментировать здесь

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Накрылась наружка

Банки приостановили операции по счетам ООО «Ньюс Аутдор» — подразделения оператора наружной рекламы News Outdoor Руперта Мердока. По решению налоговиков поступающие на счета средства будут направляться на погашение задолженности компании. В августе стало известно, что Мердок продает рекламный бизнес в России. Американская News Corp. объявила в своем годовом отчете, что продажа крупнейшего в стране оператора наружной рекламы — группы News Outdoor — выходит на финишную прямую. По оценкам экспертов, стоимость News Outdoor вряд ли превышает 400-500 млн долларов. Желание продать российский бизнес медиамагнат Мердок выразил еще в 2008 году. «Чем большего успеха мы добьемся, тем больше шансов, что у нас его украдут. Лучше мы сейчас его продадим», — заявил он тогда в беседе с The Financial Times. Гипертаблоид

О бытовой коррупции и фастфуде

Мэр Москвы предложил полностью ликвидировать городской фастфуд . "Еду с колес" планируется заменить сетями недорогих детских, семейных и молодежных кафе. Эксперты считают, что главный объект атаки, палатки с некачественной восточной кухней изменения вряд ли затронут - их владельцы проявляют поразительную изворотливость - та же шаурма по документам сейчас идёт как "кебаб в лаваше". Меня в Москве не было пару лет, поэтому изменения я замечаю сразу. Палаток с шаурмой и курами-гриль, отравляющих окрестности ароматами жареной тухлятины стало значительно меньше. Это радует. Но, как мне кажется, приличные уличные закусочные хорошо бы сохранить. В стационарных кафе еда значительно дороже, да и встречаются они реже. Иногда и рад бы зайти куда-нибудь, да вокруг одни дорогие кабаки или полное отсутствие каких-либо мест общепита. Вот и приходится есть в "Крошках-картошках". А вообще, Москва - самый яркий образец законодательных нарушений. Вчера сразу в нескольких мест

Шулинский (Птюч) вернулся!

Не знаю, как вы, а я в девяностые годы был постоянным читателем журнала "Птюч". Любил этот журнал всей своей ди-джейской (тогда) душой, ездил на птюч-пати в соседние города. Кассирши газетных киосков на вопрос "знаете, что мне сейчас нужно?" (была такая реклама про свежее дыхание), говорили "знаем" и давали свежий номер журнала. С тех пор я сильно изменился. Недавно мне в руки попал старый номер "Птюча". Читал его с недоумением и не понимал, как это вообще могло мне когда-то нравиться... Но не я один такой - Игорь Шулинский, экс-главвред "Птюча" тоже не очень понимает своих прежних пристрастий. Читать его интеревью мне было довольно интересно. Я и в Москву в своё время поехал в надежде устроиться журналистом в "Птюч". Приехал и узнал, что журнал больше не выходит. Это было моё первое московское разочарование. Второе - что Красная площадь маленькая и слегка горбатая ) Зы: Мне почему-то кажется, что чебоксарский клубный промоут